|
|
N°230, 14 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Транзитное начало
НАТО ждет от России поддержки в Афганистане
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен отправляется завтра в Москву, где у него запланированы встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. Визит станет символическим завершением процесса восстановления отношений между Россией и НАТО, серьезно ухудшившихся после войны на Кавказе в августе 2008 года. На деле возобновление сотрудничества уже произошло на министерском заседании Совета Россия--НАТО 4 декабря в Брюсселе, в котором с российской стороны принял участие глава МИДа Сергей Лавров.
К развитию отношений с Москвой Североатлантический альянс подталкивает сложная ситуация в Афганистане. Андерс Фог Расмуссен везет в Россию конкретные предложения, касающиеся прежде всего поддержки растущего натовского военного присутствия в Афганистане и сил безопасности кабульского правительства. Как полагают эксперты в Брюсселе, предстоящая встреча в Москве не увенчается подписанием рабочих документов. Однако она призвана создать благоприятный политический фон для будущей работы дипломатов и военных.
После прошлогоднего грузинского кризиса, избрания нового президента США и смены генерального секретаря НАТО наступил период, который американский президент Барак Обама назвал «перезагрузкой», а новый генсек альянса 56-летний Андерс Фог Расмуссен -- «новым началом» в отношениях между Россией и Западом. В сентябре г-н Расмуссен заявил, что с Россией не следует пытаться договориться о том, где это невозможно сделать, а также нельзя уступать ей по принципиальным вопросам, в том числе по расширению НАТО и западной военной помощи Грузии. Но с Москвой надо активно сотрудничать там, где у сторон имеется общий интерес.
В истории отношений России и Североатлантического альянса нынешнее «новое начало» уже не первое. Каждый генсек альянса при вступлении в должность заявлял, что теперь наконец-то будет создано стратегическое партнерство с крупнейшей страной евроатлантического пространства, находящейся вне НАТО. Но затем всякий раз происходили события, из-за которых отношения с Россией охлаждались до точки замерзания.
Есть ли основания полагать, что на этот раз все будет по-иному? «Одна из причин оптимизма заключается в том, что 29 стран Совета НАТО--Россия согласились с предложением генерального секретаря провести совместный обзор угроз и вызовов безопасности ХХI века», -- ответил на вопрос «Времени новостей» официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай. Сам г-н Расмуссен на пресс-конференции в брюссельской штаб-квартире альянса пояснил: «Если мы будем обсуждать общие угрозы, то вряд ли какой сумасшедший отважится внести друг друга в список угроз». На первых порах члены Совета Россия--НАТО договорились провести обзор по следующим темам: Афганистан, терроризм (в том числе уязвимость важнейших объектов инфраструктуры), морское пиратство, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, природные и техногенные катастрофы. Итогом работы станет подготовка совместного документа к концу 2010 года.
Но все же главное, что сейчас толкает НАТО к расширению партнерства с Россией, -- проблема Афганистана. Для Североатлантического альянса нет сейчас более важной и сложной операции. «Во-первых, НАТО надеется развивать с Россией сотрудничество по транзиту в Афганистан, -- пояснил «ВН» Джеймс Аппатурай. -- Соглашение о транзите «нелетальных» грузов (в их число не входят военная техника и боеприпасы. -- Ред.) находится в завершающей стадии переговоров, причем не с Россией, а с другими странами, расположенными на маршруте. Когда вся цепочка будет согласована, НАТО как организация начнет использовать эту транзитную дорогу». Наш собеседник пояснил, что «Москва уже разрешила транзит грузов отдельным членам НАТО, и он действует. Нам предстоит обсудить, будет наш транзит воздушным или иным, можем ли мы расширить номенклатуру грузов, другие детали».
Натовские чиновники на условиях анонимности уточнили, что альянс хотел бы расширить заключенное на саммите Россия--НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года соглашение о транзите «нелетальных» грузов. НАТО все больше нуждается в транзите военной техники по мере того, как численность войск альянса в Афганистане увеличивается, а традиционные пути через Пакистан становятся все менее надежными. НАТО также стремится получить право на перевозки воздушным путем ряда военных грузов, которые пока перемещаются по железной дороге. Большая часть горюче-смазочных материалов для натовских сил в Афганистане идет через Россию, но натовцев не устраивает цена. Они хотели бы получать нефть и газ бесплатно как вклад России в решение афганской проблемы.
«Мы хотим продолжать и наращивать сотрудничество в обучении кадров для борьбы против наркотрафика. Международный центр в аэропорту Домодедово стал в этом смысле очень важным. Большинство захваченных партий наркотиков в странах Центральной Азии и Афганистане -- это работа специалистов, подготовленных благодаря Совету НАТО--Россия», -- пояснил «ВН» Джеймс Аппатурай.
Наконец, НАТО ожидает от России существенной помощи и в модернизации военной техники советского производства, находящейся на вооружении стран -- членов НАТО и афганской армии. Есть потребность в автоматах АК-47 для афганских сил безопасности, а также в вертолетах, которые хорошо зарекомендовали себя в Афганистане еще во время пребывания там советского военного контингента в 1980-е годы. Вертолеты и другая техника советского производства в армиях НАТО и афганских войсках нуждаются в модернизации и техническом обслуживании. Кроме того, натовское командование надеется получить от России полдюжины модернизированных военно-транспортных самолетов Ан-32 в дополнение к четырем уже работающим в Афганистане.
Дипломаты Североатлантического альянса считают очевидным то, что Москва не хочет поражения Запада в Афганистане, ибо это породило бы огромные проблемы для ее собственной безопасности. Вместе с тем Россия не воспринимает НАТО как союзника. Возможное поражение в Афганистане ослабило бы альянс, что косвенно помогло бы снизить интерес НАТО к вызывающим тревогу у Москвы планам расширения на постсоветском пространстве -- прежде всего на Украине и в Закавказье. Российская сторона полагает, что преодолеть сохраняющееся недоверие поможет ее инициатива о создании новой архитектуры европейской безопасности.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель