|
|
N°110, 25 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сергей Игнатьев увлекся законотворчеством
Новую редакцию закона о ЦБ никак не согласуют
Скорее всего в среду депутаты в очередной раз попытаются завершить изрядно надоевшую всем эпопею с внесением поправок в закон о Центральном банке. Думе будет предложено одобрить полусогласованную с Советом Федерации редакцию законопроекта. (Депутаты приняли новый вариант закона о ЦБ 310 голосами, через десять дней сенаторы также более чем двумя третями от своего состава -- 125 голосами -- ее отклонили.) Думцы могли и не создавать согласительной комиссии с сенаторами, легко и просто преодолев вето верхней палаты (для этого достаточно 300 голосов). Однако, опасаясь последующего отклонения проекта и президентом, депутаты предпочли договориться с сенаторами.
Удалось это только наполовину. Вчера состоящая из представителей обеих палат согласительная комиссия одобрила только одну из трех предложенных членами Совета Федерации поправок -- о числе возможных проверок коммерческих банков. Согласно ей ЦБ помимо одной плановой и одной контрольной проверки сможет проводить еще одну дополнительную проверку «на основании решения совета директоров в соответствии с мотивированным ходатайством территориального учреждения Банка России в целях оценки финансового состояния кредитной организации».
Еще одну поправку -- о признании ЦБ федеральным конституционным органом государственной власти -- сенаторы сняли. «Последствия ее принятия непонятны. В лучшем случае никакие, в худшем -- отрицательные», -- робко заявил глава ЦБ Сергей Игнатьев. Прогнозы депутатов были куда более пессимистичными. Зампред думского банковского комитета Павел Медведев пояснил, что «это содержательно правильное определение» может обернуться, например, взысканием с ЦБ внешних долгов России. Сенаторы упираться не стали.
Однако на просьбу не настаивать и на поправке об увеличении численности Национального банковского совета (НБС) они ответили категорическим отказом. По мнению сенаторов, численность НБС следует довести с 12 до 15 человек, увеличив с двух до трех мест квоту Совета Федерации в этом органе и введя в его состав помимо главы ЦБ еще двух его первых замов. Сопредседатель согласительной комиссии со стороны сената, глава комитета по финансовым рынкам Сергей Васильев дал понять, что эта поправка для сенаторов абсолютно принципиальна. «Тема проверок за пределами Думы, ЦБ и правительства никого не интересует. Численность же НБС очень важна для Совета Федерации, и большинство его членов, голосуя против принятого вами закона, думали именно об этом», -- заявил г-н Васильев депутатам. Для думской стороны, уверенной, что вето верхней палаты организовано правительством исключительно из-за поправки о числе проверок комбанков, заявление сенаторов стало откровением. Поправку о численности НБС в правительственной редакции удалось провести через Думу лишь с пятой попытки. При этом депутаты лишились одного места в НБС, получив вместо запрошенных четырех кресел всего три.
Глава думского бюджетного комитета Александр Жуков заметил, что депутаты не поддержат предложение об увеличении численности НБС за счет представителей ЦБ и Совета Федерации. Если оно все же пройдет, то закон будет отклонен президентом. Об этом, напомнил г-н Жуков, неоднократно говорил вице-премьер Алексей Кудрин. Логичнее преодолеть вето Совета Федерации, чтобы к президенту поступил закон в устраивающей депутатов редакции, заметил глава думского бюджетного комитета. «Я сомневаюсь насчет вето. Отношение к закону в администрации президента, по нашим сведениям, индифферентное, -- равнодушно протянул г-н Васильев. -- Впрочем, хотите, преодолевайте наше вето. Нам же лучше -- работы меньше».
Депутатам, работавшим над законом о ЦБ два года, очень хочется этот труд завершить. Поэтому желание сенаторов расширить свое влияние в НБС, очевидно, просто проигнорируют и проголосуют закон, дополненный лишь поправкой о числе проверок банков. Объяснять сенаторам, что отклонять закон вторично не стоит, придется правительству. Так же, как и разбираться с ЦБ, сочинившим втайне от Белого дома сенаторскую поправку об НБС. Г-н Игнатьев, категорически возражавший ранее против увеличения численности этого органа, вчера неожиданно поддержал сенаторов с одним исправлением -- вместо первых зампредов ЦБ в НБС должны входить рекомендованные главой банка члены совета директоров. «Так вас устроит?» -- спросил г-н Васильев г-на Игнатьева, зачитывая окончательную редакцию. «Но это же ваша поправка», -- недовольно ответил уличенный в законотворчестве глава ЦБ.
Светлана ЛОЛАЕВА