Время новостей
     N°229, 11 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2009
Следователи присоединились к программе "Народный гараж"
Многострадальная столичная программа «Народный гараж», которой так и не удалось за пятилетку выйти на расчетную мощность, обрастает не только скандальными деталями, но и уголовными делами. Как стало известно «Времени новостей», Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) возбудил уголовное дело в отношении руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы 54-летнего Александра Левченко и бывшего первого замруководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции (ДГПРиР) 44-летнего Константина Королевского. Следствие заподозрило, что они в 2007 году «нерационально» распорядились 130 млн руб., выделенных из городского бюджета на «выявление и анализ земельных участков для строительства гаражей-стоянок» по программе «Народный гараж». Сами подозреваемые категорически не согласны с претензиями следствия и уверяют, что не нарушали закон.

Но в любом случае материалы, имеющиеся в распоряжении следствия, позволяют уже под другим углом оценивать действия, например, 44-летнего Константина Королевского, являвшегося до лета этого года куратором городской целевой программы «Народный гараж» (24 июня он был освобожден от занимаемой должности «в связи с переходом в аппарат правительства РФ в департамент промышленности и инфраструктуры»). Именно г-н Королевский неоднократно сетовал на то, что развернуть масштабное строительство гаражей, при котором в качестве инвесторов выступают сами автомобилисты, мешает рост себестоимости возведения машиномест. Из его слов следовало, что именно высокая цена гаража и отпугивает потенциальных покупателей. А теперь в СКП изучают, насколько сами чиновники приложили руку к росту себестоимости «народных» машиномест.

Напомним, что строить «народные гаражи», привлекая средства автомобилистов, в Москве пытаются уже больше пяти лет. В мэрии принимали уже несколько вариантов одноименной городской целевой программы (первый появился еще в 2003-м), и из документа в документ перетекали одни и те же цифры, обозначающие всю ту же недостижимую пока мечту Юрия Лужкова -- выйти на строительство свыше 150 тыс. машиномест в год.

Градоначальник подсчитал, что при автопарке более чем в 3,5 млн машин и острой потребности как минимум в 1,5 млн парковочных мест только такими темпами удастся снять остроту вопроса с хранением автомобилей на улицах хотя бы в течение ближайшего десятилетия. Функции госзаказчика по выполнению программы «Народный гараж» были возложены на ДГПРиР, «персональным руководителем» назначен в то время первый замглавы этого департамента Константин Королевский, а право первой подписи было возложено на Александра Левченко, в то время также являвшегося первым заместителем руководителя строительного ведомства.

Примечательно, что в отличие от желаемых показателей по объемам строительства расчетная цена одного машиноместа в «народном гараже» менялась регулярно. В 2003 году представители столичного стройкомплекса (в том числе и Константин Королевский) обещали, что помещение для хранения машины в простой железобетонной конструкции «народного гаража» обойдется автовладельцам в сумму, эквивалентную всего 2 тыс. долл. И именно такая цена должна была сделать гаражи доступными для простых москвичей, не имеющих средств на покупку машиномест в теплых многоэтажных паркингах. Но себестоимость строительства даже простого гаража росла стремительными темпами. В 2008 году г-н Королевский сетовал на то, что дешевле 300 тыс. руб. гараж обойтись не может (впрочем, и за эти деньги приобрести машиноместо было невозможно в силу отсутствия предложения). Сегодня мэрия предлагает москвичам стать соинвесторами в программе «Народный гараж» уже за 350 тыс. рублей.

Одной из главных причин такого роста цен на «народные гаражи» помимо увеличения стоимости стройматериалов была и остается нехватка нужного количества земельных участков. Причем городская программа предполагала, что непосредственно в строительство инвестируют автовладельцы, а подбор и выделение участков Москва возьмет на себя. В СКП полагают, что даже дефицит участков не помешал кураторам программы «Народный гараж» «нерационально» потратить десятки миллионов бюджетных рублей. Дело в том, что по распоряжению столичного мэра префекты всех округов подготовили предварительные списки адресов для возможного возведения многоуровневых гаражей-стоянок. После чего был объявлен конкурс на «выявление и анализ» тех участков, которые годятся под застройку.

Этот тендер выиграло ЗАО «Управление экспериментальной застройки «Паркинг» (УЭЗ «Паркинг»), одним из учредителей которого, по данным следствия, является г-н Королевский. В 2006 году между правительством Москвы и руководством УЭЗ «Паркинг» был подписан договор, согласно которому эксперты компании должны были в течение года проверить все предложенные участки и вынести свою резолюцию, действительно ли они подходят под гаражное строительство. Изначально на экспертизу объектов было выделено 13 млн руб., выезд специалиста на один участок согласно договору оценивался в 95 тыс. руб. И все условия договора были сторонами выполнены. Нарушения, по версии следствия, начались чуть позднее.

В 2009 году у программы «Народный гараж» появилась новая сверхзадача -- теперь в мэрии ее рассматривают не только как средство решения вопроса с парковками для миллионов автомобилистов, но и как механизм поддержки предприятий столичного стройкомплекса, потерявшего из-за кризиса и объемы работ, и доходы. Если еще в 2008 году возведение незамысловатых конструкций под 2--3-этажные паркинги представлялось московским застройщикам не слишком интересным, то сегодня водительские инвестиции представляются небольшим девелоперам вполне удачной альтернативой банковским кредитам. По данным курирующего с лета программу «Народный гараж» департамента дорожно-мостового и инженерного строительства, который сейчас возглавляет г-н Левченко, к ноябрю договоры долевого участия в строительстве парковок подписали уже более 15 тыс. человек. А заявок на участие в программе около 70 тыс. Только в этом году департамент планировал сдать более 100 «народных гаражей» (цифра менялась со 198 в июне до 162 в ноябре), вопросы о том, в какой стадии находится строительство, регулярно обсуждаются на совещании у главы стройкомплекса Владимира Ресина.

Понятно, что к такой «дважды социальной» программе, активно привлекающей средства горожан, проявили интерес и правоохранители. В августе 2009 года сотрудники департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД провели проверку и обнаружили, что еще в 2007 году второй договор на обследование дополнительных земельных участков в рамках реализации проекта «Народный гараж» заключался с ЗАО «УЭЗ «Паркинг» уже без конкурса -- гг. Королевский и Левченко просто заключили с компанией дополнительное соглашение. При этом на экспертизу правительство Москвы выделило в десять раз больше средств, чем в 2006-м, -- 130 млн руб. И обследование каждого участка предполагаемой застройки почему-то тоже резко возросло -- с 95 тыс. до 1,5 млн рублей.

На основании этих материалов 6 ноября этого года в отношении чиновников было возбуждено уголовное дело по статье превышение должностных полномочий. В рамках расследования дела правоохранители на прошлой неделе нагрянули в здание столичного правительства, расположенного в Вознесенском переулке, 11, стр. 1. Предъявив постановление на выемку необходимых документов, они обнаружили и изъяли «отчеты о проделанной работе» за период 2006--2007 годов. После чего, по данным нашего источника, близкого к следствию, гг. Левченко и Королевский были допрошены и показали, что ничего противозаконного не совершали, а действовали исключительно «в рамках существующей практики». При этом чиновники не отрицали, что знали о дополнительно выделенных деньгах из городского бюджета на проведение анализа земли под паркинги, но о том, что тарифы подскочили, им стало известно лишь в ходе допроса. Обвинения чиновникам не предъявлялись, по делу они проходят пока в качестве подозреваемых. Но следствие не исключает, что в ближайшее время в деле появятся как новые фигуранты, так и обвинения.

Вчера получить какие-либо комментарии ни от г-на Левченко, ни от г-на Королевского не удалось. Также их не последовало от других представителей мэрии. Лишь руководитель объединенного пресс-центра стройкомплекса Москвы Игорь Каневский сказал «Времени новостей»: «Полагаю, что информация не соответствует действительности, и газету ввели в заблуждение». Правда, что именно не соответствует действительности -- сам факт возбуждения уголовного дела или легшие в его основу материалы, осталось непонятно.

Впрочем, столь сдержанная реакция со стороны столичных властей вполне понятна. Известно, что действующий глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства очень болезненно реагирует даже на критику программы «Народный гараж» со стороны журналистов. Еще в середине ноября, как теперь выяснилось, всего через несколько дней после возбуждения уголовного дела о нерациональном расходовании средств г-н Левченко заявлял, что упреки только «отбивают руки» и вызывают желание «плюнуть на все и уйти».

Екатерина КАРАЧЕВА, Иван ГОРДЕЕВ