Время новостей
     N°230, 14 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.12.2009
"Так и передайте в свои столицы"
Иностранных военных атташе предупредили о военно-политических планах России
17 декабря комитет по обороне Госдумы проведет закрытое заседание с руководством Министерства обороны. Попытки думской оппозиции пригласить министра обороны Анатолия Сердюкова на обычное пленарное заседание нижней палаты парламента были отбиты единороссами. Зато сам глава парламентского комитета по обороне генерал-полковник Виктор Заварзин провел традиционную встречу с военными атташе иностранных государств, которые узнали о военно-политических планах России явно больше, чем депутаты Госдумы.

Фракция "Справедливая Россия" предложила пригласить в нижнюю палату на правительственный час 23 декабря министра обороны Анатолия Сердюкова. Для чего именно, коллегам пояснила член фракции "Справедливая Россия" Вера Лекарева. Пусть пояснит, какие меры принимаются по искоренению неуставных отношений в армии, от которых в этом году погибли 273 военнослужащих. Депутаты должны услышать от министра, как ведется розыск военнослужащих, пропавших без вести при выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов, -- с 2003 года он практически прекращен, в том числе в горячих точках. Между тем на сегодня числится около 980 человек, пропавших без вести.

Парламентское большинство предложение г-жи Лекаревой отклонило -- перевес остался за думским комитетом по обороне. Приглашать главу оборонного ведомства в Думу единороссы сочли нецелесообразным, сославшись на предстоящее 17 декабря закрытое выездное заседание профильного комитета в здании Министерства обороны. В заседании будет участвовать руководящий состав вооруженных сил, запланированы выступления министра обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба генерала армии Николая Макарова.

Глава думского комитета по обороне Виктор Заварзин убеждал депутатов: намеченное на 17 декабря заседание комитета будет проходить с участием всех руководителей оборонного ведомства, и "вопросы будут рассматриваться в комплексе". Речь пойдет и о дедовщине, и о дисциплине, и о подготовке кадров. Руководитель комитета заверил, что военачальники ответят и на те вопросы, которые подготовлены различными фракциями Госдумы. А закрытость заседания связана с обсуждением тем, составляющих государственную тайну.

Вице-спикер от фракции ЛДПР Владимир Жириновский воспользовался моментом и выступил с политическим заявлением. «Мы с вами преступная власть, -- заявил он. -- Не надо менять нам законы, символы и флаги -- надо менять власть». Владимир Вольфович в очередной раз озвучил свое предложение передать все контрольные органы под руководство оппозиции. "У людей ненависть к политической системе в стране -- вот и поменяйте курс, поменяйте режим", -- негодовал лидер либерал-демократов.

Представители фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков и Семен Багдасаров поддержали свою коллегу Лекареву и упрекнули парламентское большинство в том, что оно отказывается от открытого обсуждения острых проблем на заседаниях Госдумы. Борис Грызлов высказался в том смысле, что закрытое заседание комитета дает возможность еще более подробно и глубоко вникнуть в тему. На этом дискуссия была закрыта.

К слову, глава думского комитета по обороне оказался в центре внимания и накануне дебатов в Думе относительно приглашения министра Сердюкова -- он провел традиционную встречу с военными атташе, аккредитованными в Москве. В Малом зале здания на Охотном ряду собрались представители 80 государств, что говорит не только об уважительном отношении военных дипломатов к российской законодательной власти, но и о том, что легальные иностранные разведчики считают ее источником информации. Тем более что комитет по обороне, как сказал г-н Заварзин, занимается «законодательным обеспечением не только вооруженных сил, но в целом военной организацией».

В отличие от прошлого года парламентарий разделил информацию для военного атташата с начальником Генерального штаба Николаем Макаровым, который на днях должен встретиться с иностранными военными дипломатами и рассказать им о реформах в российской армии. Г-н Заварзин принял на себя обязанность сообщить военным атташе о международных проблемах. При этом он раскрыл "военную тайну": численность Вооруженных сил России с 1 декабря этого года не превышает 1 млн военнослужащих.

Разговор с военными атташе генерал Заварзин начал с главной военно-политической темы последних месяцев -- он заявил, что профильный комитет Госдумы тщательным образом будет контролировать процесс ратификации и реализации нового Договора по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), который может быть подписан Россией и США в самое ближайшее время. К процессу ратификации этого договора в Госдуме обещают подходить очень тщательно, внимательно рассматривать каждый его пункт.

Глава комитета по обороне сообщил, что Россия поддерживает инициативу ряда европейских стран, связанную с организацией международной конференции по Афганистану для выработки новой стратегии действий в этой стране. «Масштаб афганской наркоугрозы требует объединить усилия международных сил содействия безопасности в Афганистане, осуществляемые в тесной координации с правительством этой страны, с действиями Организации Договора о коллективной безопасности, которая обеспечивает прочность антинаркотического пояса безопасности вдоль северных границ Афганистана», -- сказал генерал Заварзин.

Как известно, первое после конфликта в Южной Осетии в августе 2008-го заседание Совета Россия--НАТО на уровне начальников генеральных и главных штабов пройдет в Брюсселе 26 января 2010 года. Такая договоренность достигнута 4 декабря в ходе министерского заседания Совета Россия--НАТО. Как бы предваряя январскую встречу начальников штабов России и стран НАТО, генерал Заварзин заявил военным атташе, что российские власти обеспокоены активной модернизацией военной инфраструктуры новых членов НАТО. Реконструируются военно-воздушные базы на территории стран Балтии, и в результате эти аэродромы могут принимать различные самолеты ВВС альянса -- от истребителей до транспортной авиации. Сокращается подлетное время к нашим границам боевой авиации НАТО. Ведется радиоэлектронная и воздушная разведка российской территории на большую глубину. Вызывают озабоченность планы трансформации НАТО, прежде всего «из-за предполагаемого увеличения возможных сценариев применения сил альянса, причем без санкций Совета Безопасности ООН и за пределами своей зоны ответственности».

Тем не менее, по словам г-на Заварзина, «Россия готова к развитию по-настоящему полноценного взаимодействия с НАТО в реагировании на реальные, а не мнимые вызовы безопасности. Так и передайте в свои столицы».

Уже в январе 2010 года состоится и первое заседание рабочей группы Россия--НАТО по противоракетной обороне. На нем планируется изучить потенциал совмещения систем ПРО США, НАТО и России. Г-н Заварзин напомнил, что Россия ждет от США разъяснений об этапах создания и географической привязке будущей альтернативной системы ПРО. Новая схема, судя по всему, на начальных этапах не создаст для России сложностей. Но в последующем при реализации новых американских подходов требуется большая ясность. Особенно географическая привязка этой системы, которая задумана как мобильная. Россия опасается, что американцы собираются использовать для нее радары на Украине.

По мнению генерала Заварзина, России и США необходимо провести совместный анализ ракетных угроз, обсудить возможности развития потенциала защиты от ракет средней и меньшей дальности, которые существуют на самых разных направлениях. Тем самым он подтвердил позицию Москвы о прямой взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, между ядерным «мечом» и ядерным «щитом».

Виктор Заварзин считает, что вскоре может возникнуть необходимость подключения Франции, Великобритании и Китая к сокращению СНВ. Эксперты связывают эту необходимость с глубокими сокращениями стратегических наступательных вооружений Россией и США по новому договору. Глава комитета выразил обеспокоенность по поводу активно разрабатываемой в США программы стратегических вооружений в неядерном оснащении. По своей военно-стратегической мощности это оружие может быть более эффективным, чем ядерное. «Здесь могут возникнуть серьезные проблемы чисто военно-технического характера», -- предупредил иностранных военных атташе парламентарий.

Николай ПОРОСКОВ