|
|
N°229, 11 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти Ольги Лопуховой
Говорить об Оле в прошедшем времени все равно, что говорить о современном российском искусстве в прошедшем времени. Такого не может быть по определению. Но невозможное случилось: в результате послеоперационного осложнения в возрасте 51 года скоропостижно скончалась Ольга Лопухова. Ее очень неточно назвать просто артменеджером (хотя сама она так себя и называла) или куратором. Оля, собственно говоря, была Художником. Художником, создающим пространство российского contemporary art. Организация фестивалей, выставочных территорий, кураторство были для нее вдохновенным творчеством, в котором Оля превзошла практически всех. Таких самоотверженных, искренних, истовых созидателей культурной жизни и в мире-то, наверное, единицы.
Вспомним, что было сделано благодаря Ольге Лопуховой: русско-голландский фестиваль Exchange 1993 года (тогда Москва лучше узнала такое направление современного искусства, как public art), фестиваль «Золотая маска» (помогала в организации его Эдуарду Боякову), проходивший на Украине фестиваль «Культурные герои», знаменитая, выведшая искусство на природу Арт-Клязьма... Кроме того, совместно с Любовью Сапрыкиной Ольга курировала российский павильон 51-й Венецианской биеннале, была исполнительным директором Московской биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», исполнительным продюсером первой государственной премии в области современного искусства «Инновация». Кроме того, участвовала в организации культурных программ фонда Сороса, «Интерроса», Минкульта и других. Кроме того, совместно с Владимиром Дубосарским создала сугубо авторский и оттого такой доверчивый к миру, любимый всеми проект «АРТСтрелка», на территории которой было много галерей, но самая лучшая -- ее «АРТСтрелка-projects».
И любое дело для Оли просто не могло быть формальной работой. Оно становилось поводом для потрясающе интересного, авантюрного и всегда дружеского общения, в которое азартно вовлекались многие и многие разных поколений и направлений. Ее энергия жизнелюбия спасала от уныния всех. Оля всегда в душе нонконформист, я бы даже сказал, альтернативщица, не боящаяся ставить неудобные вопросы и высказывать нелицеприятные справедливые суждения. В своем царстве на «АРТСтрелке» была немного похожа на добрую атаманшу из сказки Андерсена: энергичная, красивая, в экстравагантных браслетах и кольцах. И тактика всегда наступательная. За словом в карман не лезла: «Хачатуров, ты что у меня здесь, куратор? (это когда мы с Сашей Евангели готовили выставку в «АРТСтрелка-projects» трех приглашенных нами художниц: Иры Кориной, Жанны Кадыровой, Дианы Мачулиной). Тогда бери швабру, тряпку и мой пол. Вот это самая кураторская работа!» Да, такая. Да не такая: нежная, потрясающе деликатная и по-настоящему влюбленная в людей, способная вытащить и высветить в них те крупицы таланта, что становятся обнадеживающим авансом. Без преувеличения благодаря Оле мы имеем целое новое поколение молодых художников, которых она заметила и пригласила стартовать в свою галерею: Хаим Сокол, Андрей Кузькин, Аня Желудь, Иван Лунгин, Иван Плющ... Вместе с художником Антоном Литвиным Оля придумала премию «Соратник» -- самую независимую и честную (художники голосуют за художников). Как же так: этой премии теперь не будет? Прости, Оля, принять это не могу.
Сергей ХАЧАТУРОВ