Время новостей
     N°229, 11 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2009
Гости дорогие
Эффективность выездных проверок налоговиков оборачивается против бизнеса
Федеральная налоговая служба (ФНС) предъявляет налогоплательщикам претензии по итогам 100% выездных проверок. Сами налоговики объясняют столь высокую результативность использованием критериев налоговых рисков, которые позволяют еще на стадии формирования списков организаций, куда инспекторы собираются идти с проверками, выявлять компании с заведомо подозрительной налоговой отчетностью. Опрошенные «Временем новостей» эксперты полагают, что налоговики руководствуются принципом «нет добросовестных налогоплательщиков, есть недопроверенные».

Сотрудники ФНС за девять месяцев 2009 года провели 62 тыс. выездных проверок, охватив ими 0,7% налогоплательщиков. Практически все визиты инспекторов закончились предъявлением проверяемым претензий с требованием доплатить налоги. «Мы можем говорить почти о 100% результативности выездных проверок», -- заявила заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова, выступая на президиуме общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». По ее словам, секрет столь высокой эффективности выездных ревизий кроется в использовании 12 критериев налоговых рисков, которые содержатся в утвержденной приказом ФНС «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Используемые с 2007 года критерии позволяют инспекторам выявлять в представленной налогоплательщиками отчетности подозрительные с точки зрения фискальных органов факты. Например, привлечь особое внимание фискалов могут фирмы, где налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, или которые заявляют значительную долю вычетов по НДС, или где расходы почти равны доходам. Именно в эти компании налоговые инспекторы и отправляются в первую очередь.

Более того, г-жа Шевцова заверила, что руководство налоговых инспекций не позволит посещать с проверками организации, налоговая отчетность которых не подпадает под критерии, то есть не является подозрительной. Замглавы ФНС посоветовала предпринимателям, которые не желают видеть в гостях налоговиков, внимательно изучить эти критерии и своими силами минимизировать налоговые риски. По ее словам, многие так и делают, и если в 2008 году по результатам проверок ФНС добрала в бюджет 150 млрд руб., то сами налогоплательщики при уточнении налоговых деклараций дополнительно заплатили налогов на 104 млрд рублей.

И все-таки претензии налоговиков далеко не всегда являются справедливыми, а значит, соответствие критериям налоговых рисков не обязательно может быть следствием уклонения предпринимателей от уплаты налогов. По данным Татьяны Шевцовой, в этом году в судах было рассмотрено налоговых исков с общей суммой претензий 250 млрд руб. Отстояв свою правоту, налоговики пополнили бюджет на 106 млрд руб. 120 млрд руб. суды оставили бизнесменам, признав претензии налоговых инспекторов необоснованными.

В ФНС проанализировали проигранные в судах дела и пришли к выводу, что в 80% случаев они объясняются «нестабильностью налогового законодательства», то есть связаны с незнанием конкретными сотрудниками налоговых инспекций происшедших изменений в Налоговом кодексе.

«100-процентную эффективность налоговых проверок обеспечивает не применение вышеуказанных критериев, а внутренние негласные директивы «и без доначислений на 1 млн руб. не возвращаться», -- считает заместитель руководителя департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Елена Потемина. -- Нередко на практике проверяющие руководствуются принципом «нет добросовестных налогоплательщиков, есть недопроверенные». В результате мы имеем высокие показатели результативности проверок и большое число судебных процессов, по итогам которых отменяются решения налоговых органов».

«У проверяющих исторически сложилась установка: необходимо что-то найти во время выездной проверки независимо ни от каких критериев. В противном случае проверка считается проведенной плохо, -- полагает старший партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Рустем Ахметшин. -- Поэтому нарушения находят у всех. Инспектор начинает смотреть прежде всего, например, принимаются ли счета-фактуры на 100 руб. или авансовый отчет на 30 руб., на которых факсимильная подпись или на которых нет расшифровки подписи. И при этом зачастую пропускаются более серьезные нарушения. Если бы проверяющие исходили из экономического анализа, то не должны были бы цепляться к мелочам. Нарушения выявлялись бы реже, но начислений на одного нарушителя производилось бы больше. Это говорило бы о том, что в подходе налоговиков что-то изменилось».

Председатель налогового комитета организации «Опора России» Михаил Орлов по опыту общения предпринимателей с налоговиками знает, что у инспекторов, «выходящих в поле», есть задание -- принести столько-то доначисленных налогов. «Еще в начале года речь шла о 2,5 млн руб. с налогоплательщика. Сейчас, наверное, больше, -- утверждает г-н Орлов. -- Даже если у компании нет очевидных нарушений, инспекторы договариваются с предпринимателями о предъявлении им каких-нибудь претензий, которые потом легко оспариваются в судах. В итоге каждый остается при своем: налоговики выполняют план, предприниматели сохраняют деньги».

Правда, Елена Потемина из «Интерком-Аудита» признает, что использование критериев налоговых рисков «определенно экономит ресурсы налоговых инспекций и избавляет от проверок особенно осторожных налогоплательщиков, которые зачастую отказываются от вычетов только из стремления избежать пристального внимания налоговых органов». Тем не менее, по мнению эксперта, «полноценно самостоятельно оценить риски организация не сможет, потому что для некоторых критериев применяются среднеотраслевые показатели, которые есть только у налоговиков».

Андрей СУСАРОВ