|
|
N°109, 24 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не погуби, отец!
Малайзийцы уговорили Махатхира остаться
В минувшие выходные устои малайзийской политики были потрясены до основания. 76-летний премьер Махатхир Мохамад, которого не раз подвергали критике за авторитарные замашки и нежелание делиться властью, удивил страну и весь мир сообщением о желании уйти в отставку.
Позавчера вечером, во время закрытия 56-го съезда правящей в стране Объединенной малайзийской национальной организации (ОМНО), Махатхир неожиданно сказал: «Я хочу использовать эту возможность, чтобы сделать объявление. Я хочу объявить, что ухожу с поста президента ОМНО и всех моих постов в партии, а также с поста президента Барисан Насионал (правящей коалиции. - Ред.)». После этого взволнованный политик замолчал, чтобы перевести дух и выпить глоток воды. Из онемевшего зала на сцену выскочил вице-премьер Абдулла Ахмад Бадави, закричавший: «Господин председатель, мы хотим, чтобы он отозвал свою отставку. Мы хотим, чтобы он подумал». Вокруг Махатхира столпились партийные лидеры, которые стали наперебой умолять его взять свои слова обратно. Плачущий Махатхир дрожащим голосом сказал: «Нет, нет, я решил, я решил, давно уже...» После этого микрофон отключили, а Махатхира под руки увели в комнату для совещаний. Трансляция драматического съезда по национальному телевидению была отключена лишь через 15 минут. Лишь через час вице-премьер вернулся на сцену. Под восторженный рев делегатов и гром аплодисментов он объявил, что Махатхир согласился остаться. Избегая встреч с толпой и журналистами, премьер уехал домой. Ближайшие 10 дней малайзийский лидер проведет в отпуске в Неаполе.
Но на этом потрясения не закончились. На следующий день после сенсационного заявления Махатхира, в воскресенье утром, в госпитале скончался лидер Панмалайзийской исламской партии, 65-летний Фадзиль Нур. Он так и не пришел в себя после операции коронарного шунтирования, которую ему сделали две недели назад. Смерть Фадзиля, снискавшего себе репутацию умеренного исламского лидера, стала большой потерей для противостоящей ОМНО политической оппозиции. Исламские партии уже давно винят Махатхира в предательстве национальных интересов, экономических трудностях и недопустимых уступках Западу. Сам Махатхир считает исламский фундаментализм главной угрозой будущему процветанию Малайзии и почем зря ругает МВФ, Сороса и прочих «международных спекулянтов». Как ни парадоксально, в 1998-1999 годах Запад попытался политически поддержать либерала и рыночника Анвара Ибрагима -- попавшего в немилость преемника Махатхира, вступившего в союз с исламистом Фазилем. Острота политического противостояния трехлетней давности уже позабыта -- Анвар отсиживает длительный срок за коррупцию и содомию, тогда как малайзийцы стали охладевать к исламским политическим лозунгам. Стоит напомнить, что результаты выборов 1999 года были для ОМНО неудачными -- многие коренные малайцы были раздражены опалой Анвара Ибрагима, что побудило их поддержать исламистов. В том году Махатхир потерял половину голосов малайцев и удержался у власти прежде всего за счет голосов китайцев и индусов, страшащихся перспективы введения в стране исламского правления. Эти опасения были не напрасны -- победив в 1999 году на выборах в двух штатах Теренггану и Келантан, к неудовольствию немусульман исламисты ввели там шариатские правила ограничения общения мужчин и женщин. Столкнувшись с перспективой введения шариата по всей стране, представляющая интересы неисламских слоев Партия демократического действия вышла из оппозиционного альянса с религиозными фундаменталистами.
Теперь правящая коалиция может быть уверена в победе на выборах -- аналитики предрекают, что они могут быть перенесены с 2004-го на начало 2003 года. Однако ОМНО столкнулась с неведомыми прежде вопросами -- действительно ли бессменный Махатхир хочет уйти на покой и сможет ли партия двигаться вперед без него? Хотя оппозиция настаивает, что субботние слезы Махатхира были политической инсценировкой, лидеру в шоковой форме удалось напомнить партии, что ему все равно рано или поздно придется уходить, а ОМНО придется искать ему замену. Товарищи же по партии считают, что желание Махатхира уйти из политики было искренним, но эмоциональным порывом: в последние дни он не раз горько сетовал на то, что ему так и не удалось реализовать главную цель своей жизни -- превратить этнических малайцев в работящих и предприимчивых людей.
Александр ЛОМАНОВ