Время новостей
     N°229, 11 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.12.2009
Тостер, скуби-ду и происхождение пролетариата
Начинается фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum
В эти выходные в Москве пройдет трехдневный фестиваль актуальной анимации и медиаискусства Linoleum. Смотр этот проводят уже в четвертый раз, и амбиции у организаторов самые серьезные -- они пытаются позиционировать анимацию как искусство передовое, экспериментальное и находящееся скорее на территории поисков актуальных визуальных искусств. Именно поэтому предыдущие годы «Линолеум» осваивал залы, где обычно проводят выставочные проекты, вроде Московского музея современного искусства, «Фабрики» и «Винзавода», устраивал экспозиции с показами видеоарта и ретроспективы бескомпромиссных анимационных авангардистов. Теперь видно, что, хоть общая риторика в продвижении «Линолеума» осталась прежней и обещает анимацию во всех отношениях продвинутую, реальная программа фестиваля стала куда более дружелюбна по отношению к обычному зрителю и максимально приблизилась к другим анимационным фестивалям, которых у нас, к счастью, становится все больше.

Новость нынешнего «Линолеума» в том, что он стал проводить конкурс (это тоже в русле общих тенденций, поскольку для соревнования, обещающего призы, пиар и прочие бонусы, легче получить иностранные работы) и обзавелся жюри, в которое вошли австрийская художница и режиссер, аниматор Бади Минк (председатель жюри); режиссер Иван Максимов; исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели; музыкальный критик Артемий Троицкий, и президент Клуба коллекционеров современного искусства Михаил Царев. Объявлен премиальный фонд в 10 тыс. долл., пять из которых будут отданы главному призеру.

Вдобавок к конкурсной программе публике обещаны ретроспективы двух членов жюри (Бади Минк и Ивана Максимова), а также полная ретроспектива фильмов, выпущенных Школой-студией «Шар» -- ее довольно часто показывают, но от этого она не становится хуже. Главным образом это короткометражки, снятые дипломниками «Шара» и Высших курсов сценаристов и режиссеров, из анимационного отделения которого «Шар» произошел (тут много отличных дебютов последних десяти лет). И фильмы мастеров, таких как Андрей Хржановский и Оксана Черкасова, где «Шар» выступил продюсером.

Фильмы для конкурсной программы, которая будет все три дня идти на экранах кинотеатров «Ролан» (утром и днем) и «Фитиль» (по вечерам), отбирались под девизом «Кризис разума». По счастью, в списке из 29 фильмов (практически все они иностранные) никакого особенного кризиса разума не видно. Большей частью это дипломные работы или дебюты молодых режиссеров, уже замеченных на других, вовсе не экспериментальных зарубежных и российских фестивалях. Причем работы весьма разнообразные, начиная от общеизвестного в Интернете и за последний год обошедшего все мировые фестивали «Ноутбука» голландской студентки Эвельен Лобек: в блокноте она рисует компьютер и дальше пользуется им, как настоящим, в нарисованных роликах youtubе весело комбинируя техники и превращая блокнот то в сканер, а то и в тостер, жарящий настоящий хлеб. Есть тут и милый фильм по детским рисункам «Радости», и отмеченная фестивалями польская картина «Городской поток» (правильнее все же название этого фильма переводить как «Город плывет»), где выпускница знаменитой киношколы из Лодзи Бальбина Брушевска сочиняет анимационно-документальный портрет своего весьма неблагополучного города. Еще один студенческий голландский фильм -- «Джазовый» -- стильно нарисованная, черно-бело-красная история пьяного путешествия молодого музыканта по ночным кабакам. Фильм молоденькой француженки Виржини Таравель «Николас и Гуллемет» (в русской традиции эти имена произносятся как Николя и Гюиме) -- лирическая история, сплетенная из цветных проволочек скуби-ду. «Я так горжусь тобой» -- новый фильм ставшего уже культовой фигурой Интернета Дона Херцфельдта, мастера абсурдистских сюжетов и минималистской графики (среди призов этой картины уже есть и российская -- на питерском фестивале «Послание к человеку»). Пожалуй, самая «безумная», хоть и по-своему остроумная картина в программе фестиваля, -- «Естественный отбор: появление пролетариата» Майкла Маллиса, толкующего Марксову теорию через дарвиновское происхождение видов, причем самым парадоксальным образом. Он обещает, что рано или поздно вставшие с четверенек человечки будут продолжать загибаться назад и станут двигаться снова на четырех, но животом вверх, словно крабы.

Зрителей спросят о том, что именно им понравилось, и по результатам выдадут приз публики. Но, пожалуй, самое завлекательное и эксклюзивное в нынешнем «Линолеуме» (кроме наличия денежных наград, что всегда приятно создателям фильмов) -- обещание фестиваля, что работы, попавшие в short-list, а также рекомендованные жюри к участию в смотре, будут включены в состав коллекционных DVD-дисков, выпускаемых проектом Linoleum. Такие вещи делают далеко не все мировые фестивали, поскольку выпуск фильмов на лицензионных дисках связан с огромным количеством финансовых и правовых проблем и вообще хлопот. Так что, если в нашей пиратской стране, где законным образом вообще не выпускают артхаусную анимацию, появятся благородные люди, готовые взять на себя большие заботы без надежды «срубить бабла», не очень многочисленные, но очень преданные зрители скажут им большое спасибо.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Кино