|
|
N°228, 10 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налог на полбонуса
Великобритания по-прежнему пытается установить самые жесткие в мире правила выплаты вознаграждения. Министр финансов Алистер Дарлинг заявил о намерении обложить банковские бонусы налогом до 50%. Таким образом, лейбористское правительство начинает подготовку к выборам, которые состоятся в следующем году. Их соперники, консерваторы, считают, что предложенный способ не решит проблему огромного дефицита.
Британские банки будут платить 50-процентный налог на бонусы, превышающие 25 тыс. фунтов, или 41 тыс. долл., заявил вчера г-н Дарлинг. Налог на бонусы будет применяться не только ко всем банкам, в том числе иностранным, действующим в Великобритании, но и к строительным компаниям. Он будет касаться всех видов выплат: акций, опционов и временного повышения зарплаты. Правительство надеется тем самым заставить банки использовать дополнительные средства для укрепления капитальной базы, а не для повышения зарплат.
Как известно, в декабре был опубликован итоговый доклад правительственной комиссии о совершенствовании корпоративного управления в Великобритании, подготовленный экс-главой Банка Англии, экономистом Morgan Stanley Дэвидом Уолкером. Он призвал ввести сбалансированную оплату и начислять 50% премиальных за достижение долгосрочных, в течение трех-пяти лет, результатов. Если эти идеи будут реализованы, британских банкиров ждет самое жесткое в мире ограничение по зарплатам. Ранее британский минфин заявлял о возможном введении специального налога на бонусы, сумма которого может составить до 1 млрд фунтов.
Кроме того, как сообщило вчера казначейство, для банков может быть повышена ставка системы национального страхования. Не исключается и введение прямого налога на инвестиционную банковскую деятельность. Регуляторы намерены обложить им не только компании, но и самих банкиров.
«Такое чувство, что этим ребятам переплатили, и теперь народ хочет возмездия, -- отмечает профессор экономики лондонского City University Кейт Пилбим. -- Существует идея, что банкиры заслуживают наказания, потому что они так и не пострадали за время всего кризиса». Руководство крупнейших британских банков HSBC Holdings и Royal Bank of Scotland Group уже заявляло о том, что эти меры приведут к увольнению лучших сотрудников. Причем, как считают эксперты, банкиры перейдут не в другие финансовые компании, а уедут за границу, где ограничения по зарплатам окажутся не столь жесткими.
«Никто не хочет выгонять банки и банкиров из лондонского Сити, поскольку они важны для нашей экономики, -- заявил министр по делам бизнеса и предпринимательства Великобритании Питер Мендельсон. -- Но мы видим возврат к прежней бонусной культуре, которая доставила нам большие неприятности, так что со стороны министерства финансов целесообразен данный подход к банкам».
«Они откладывают все сложное на период после выборов, но мы не можем себе это позволить», -- заявил теневой министр бизнеса, консерватор Кеннет Кларк, который занимал пост министра финансов с 1993 по 1997 год в правительстве Джона Мейджора.
Алистер Дарлинг также сообщил вчера, что британская экономика вырастет на 1--1,5% в 2010 году, сохранив прогноз, сделанный в апреле. Однако министр признал, что рецессия оказалась глубже, чем он предсказывал полгода назад. По его мнению, в 2009 году экономика сократится на 4,75%, а не на 2,73--3,25%, как предполагалось ранее.
Две британские партии расходятся во мнении по поводу сроков обуздания дефицита бюджета. По мнению лидера Консервативной партии Дэвида Кэмерона, дефицит является крупнейшей угрозой для экономики и может ослабить кредитный рейтинг Великобритании. Во вторник международное рейтинговое агентство Moody`s предупредило США и Великобританию, что рост дефицитов угрожает их суверенному рейтингу кредитоспособности. Moody`s выделило США и Великобританию среди 17 стран мира, имеющих наивысший кредитный рейтинг -- ААА, подчеркнув, что ситуация в государственных финансах США и Англии сейчас несколько хуже, чем у других крупнейших стран.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун на этой неделе объявил о планах правительства снизить государственные расходы на 12 млрд фунтов, или 19 млрд долл. Однако оппозиция сомневается в том, что дефицит удастся существенно уменьшить, поскольку расходы на поддержку финансового сектора по-прежнему высоки. «Разумеется, мы не можем моментально решить проблему дефицита, сейчас даже нет плана, который заслуживал бы доверия», -- считает г-н Кэмерон.
Николай КОЧЕЛЯГИН