|
|
N°229, 11 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Роскошь передвижения
Калининградские власти вновь подняли ставки транспортного налога, проигнорировав митинги протеста
Самый западный российский регион считается одним из наиболее «автомобилизированных» -- на 950 тыс. жителей Калининградской области приходится около 350 тыс. автомашин. Поэтому повышение транспортного налога население воспринимает весьма болезненно: раньше повязывали на авто «протестные» оранжевые ленточки и митинговали, а теперь перестают его платить. Но калининградские власти упорно продолжают повышать ставки. Последний раз это было сделано 30 ноября -- ради увеличения транспортных сборов губернатор Георгий Боос преодолел сопротивление областной Думы. Очередной митинг протеста против повышения транспортного налога намечен на 12 декабря.
Законопроект о повышении «колесного» сбора правительство вносило в региональный парламент не единожды. Депутаты, учитывая то, как к ужесточению «автодани» отнеслись на федеральном уровне, вопрос откладывали. В областном правительстве упорствовали: если в середине ноября в правительственном законопроекте фигурировали одни повышенные ставки, то в конце ноября появились другие, еще более увеличенные. В законопроекте от 19 ноября на автомобили мощностью 100--150 лошадиных сил планировалось установить ставку 35 руб. за «силу», а в проекте от 26 ноября -- уже 44, и средняя сумма налога вырастет до 6,6 тыс. руб. в год. Для тех, у кого под капотом 150--200 "лошадей", ставка с 50 руб. поднимется до 63, у кого 200--250 -- с 75 до 94, а у кого более 250 -- со 150 до 180 руб. По мотоциклам и мотороллерам рост в разы. Повышение предусмотрено и по автобусам, грузовикам, тракторам, снегоходам и мотосаням, а также по катерам, яхтам, гидроциклам, вертолетам и самолетам.
Все это сопровождалось акциями протеста под окнами здания парламента -- немногочисленными, но все же неприятными. Приходили даже мотоциклисты. Когда-то в Калининградской области, губернатор которой Георгий Боос известен своей любовью к хорошим байкам, быть мотоциклистом было модно, но теперь становится накладно. Калининградские байкеры, входящие в общественные организации (в частности, "Вестмоторс", "Стритфайтерс", Others), заявили, что 11 декабря в массовом порядке прибудут в ГИБДД МРЭО при УВД Калининградской области, чтобы снять с учета свои мотоциклы. Они не согласны с высокой ставкой транспортного налога (150 руб. за одну лошадиную силу вместо прежних 50). Байкеры считают, что лучше снять мотоцикл с учета и платить за него штраф как за неучтенный -- всего 100 рублей.
Один из лидеров местных единороссов, первый вице-спикер облдумы Константин Поляков предложил компромиссный вариант -- оставить в покое владельцев автомобилей мощностью 100--150 л.с. По его данным, таких в регионе насчитывается без малого 100 тыс. человек. В марте 2011 года должны состояться выборы в облдуму, а в январе того же года начнется взимание транспортного налога по повышенным ставкам -- избирателей это вряд ли обрадует. «Владельцы таких автомобилей -- представители среднего класса. Многие из них купили пусть иностранные автомобили, но произведенные на российской территории. Отмечу, не старые иномарки, а новые, что важно с экологической точки зрения. Они платят за них кредиты. А повышение транспортного налога обернется дополнительным, по сути, кредитным взносом. Станут ли они платить столь высокий налог? Не получим ли мы рост социальной напряженности?» -- объяснял свою позицию г-н Поляков. Депутаты его услышали -- члены думской фракции «Единая Россия» подписались под поправкой в закон, которой замораживалось повышение налога для автомобилей с мощностью двигателя 100--150 «лошадей».
В региональном правительстве эта попытка депутатской фронды вызвала бурю эмоций. Внеочередное думское заседание, созванное из-за транспортного налога, пришлось откладывать до обеда -- депутатов титульной фракции пригласили на срочную беседу к губернатору Георгию Боосу. По словам одного из участников встречи, «это было больше похоже на порку». После беседы единороссы вернулись грустными, отозвали свою поправку и проголосовали за закон в том виде, в каком его внесло облправительство.
Стоит отметить, что в конце октября, принимая в Калининграде премьер-министра РФ Владимира Путина, губернатор Боос предложил сделать местную скоростную трассу «Приморское кольцо» платной. Тогда он сказал, что ради этого готов даже транспортный налог не повышать в тех объемах, в которых это было задумано.
Оппозиция подвергла правительственный закон жесткой, но безрезультатной критике. «За автомобилями стоят конкретные люди! На какие социальные слои ляжет эта нагрузка, вы просчитали? И не подорожает ли все остальное по цепочке, тот же проезд в общественном транспорте?» -- задавал вопросы член «Патриотов России» Владимир Морар. «Какие бреши в областном бюджете вы затыкаете таким способом?» -- пытался уточнить член ЛДПР Олег Хорава. «Это правда, что Москва урезала для нас трансферты? Наш регион беден? Мы перекладываем бремя на плечи людей?» -- дополнял его независимый депутат Соломон Гинзбург. Правительству предложили поставить размер налога в зависимость не от лошадиных сил, а от веса автомобиля и его возраста (чем тяжелее и старше, тем больше достается дорожному покрытию, плюс идут вредные выбросы). Кроме того, посоветовали выйти с инициативой о включении транспортного сбора в стоимость топлива.
Но все идеи были проигнорированы. Единороссы отвечали, что количество машин в регионе растет, а значит, люди, имея деньги на покупку авто, найдут средства и на уплату налога. Некоторые заявляли, что повышение будет незначительным -- «всего-то сто рублей в месяц, меньше купят сигарет или пива». Министр финансов Ольга Малыгина стращала тем, что если не повысить транспортный налог, содержать дороги будет не на что и деньги придется забрать из социальной сферы.
В итоге за утяжеление налогового бремени калининградские автомобилисты должны благодарить депутатов «Единой России» -- именно их руками был «проголосован» столь непопулярный закон.
По данным областной налоговой службы, задолженность по уплате транспортного налога в регионе уже сейчас превышает 450 млн руб., среди неплательщиков около 80 тыс. человек (примерно каждый четвертый автомобилист). Налоговики обещают им серьезные проблемы -- от запрета выезда за границу и отказа в прохождении техосмотра до взыскания долга публично, с привлечением СМИ.
Вадим СМИРНОВ, Калининград