Время новостей
     N°228, 10 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2009
Не частный случай
Столичные власти намерены вытеснить коммерческих перевозчиков муниципальными маршрутками
Московские чиновники решили переманить часть клиентов у частных компаний, работающих на транспортном рынке мегаполиса. В мэрии планируют запустить собственную сеть мини-автобусов, которые будут конкурировать с коммерческими маршрутками. О том, что первые городские маршрутки, принадлежащие «Мосгортрансу», появятся на столичных дорогах уже в конце декабря, заявил вчера в Мосгордуме в беседе с журналистами руководитель департамента транспорта и связи города Василий Кичеджи.

По его словам, в ближайшее время на дорогах города появится 200 муниципальных маршруток с надписью «Мосгортранс». Все они будут оборудованы валидаторами, что позволит пользоваться ими в том числе и льготникам, как правило, не имеющим права бесплатного проезда на коммерческих маршрутах. «Мы будем перевозить не только так называемых платников, но и тех, кто пользуется картой москвича, инвалидов, пенсионеров», -- подчеркнул руководитель департамента транспорта и связи. Первые конкуренты коммерческих маршруток, по словам Василия Кичеджи, появятся, например, на Профсоюзной улице. В мэрии считают, что в этом районе слишком много коммерческих перевозчиков. «Сегодня «Мосгортранс» в состоянии практически закрыть все эти маршруты сам. У нас создана серьезная система, зарплата выше, чем у частных перевозчиков, все формы контроля реализуются, потому что гарантом выступает правительство Москвы», -- заявил г-н Кичеджи.

Но, судя по всему, появление маршруток «Мосгортранса» будет первым шагом столичных властей по выдавливанию с транспортного рынка частных перевозчиков. На это обратили внимание даже лояльные мэрии городские депутаты-единороссы. В законопроекте «О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в городе Москве», который из мэрии передали в Мосгордуму для утверждения, депутаты углядели попытки монополизировать отрасль. Председатель комиссии по регламенту, правилам и процедурам Мосгордумы Александр Крутов, например, возмутился предусмотренной в законопроекте нормой, позволяющей городу регулировать тарифы на проезд в столице. «О каких регулируемых тарифах можно говорить при отсутствии монополии?» -- обеспокоился депутат. По его словам, правительство Москвы может регулировать только тарифы «Мосгортранса» и Московского метрополитена. А председатель комиссии по законодательству Александр Семенников отметил, что столичные чиновники пытаются взять на себя не совсем свойственные региональной власти полномочия. В частности, по словам депутата, утверждение форм и видов билетов -- это «не прерогатива субъекта федерации». «Договорные отношения между перевозчиком и пассажирами регулируются федеральным законодательством», -- напомнил г-н Семенников.

В свою очередь представители прокуратуры обнаружили в законопроекте «коррупциогенные нормы». В частности, власти намерены оставить за собой право отказать перевозчикам в согласовании маршрутов, однако закон не уточняет перечень оснований для отказа.

Эта критика, впрочем, не помешала единороссам, составляющим в Мосгордуме подавляющее большинство, одобрить законопроект в первом чтении. При этом уже очевидно, что любые попытки исправить закон будут впоследствии нивелированы действиями чиновников. По словам г-на Кичеджи, основой новой транспортной политики города станут подзаконные нормативные акты правительства Москвы, и в частности разрабатываемые в мэрии правила организации пассажирских перевозок. Согласовывать их с депутатами чиновники точно не будут.

И в мэрии не скрывают, что намерены только ужесточать регулирование рынка пассажирских перевозок. «Я бы сделал государственную монополию, чего стесняться», -- озвучил свою позицию Василий Кичеджи. По его словам, транспортный рынок Москвы перенасыщен и нецивилизован. По мнению городских транспортников, порядка 30% перевозчиков действуют нелегально, и необходимо ограничить их доступ на рынок. «В Москве должны работать избранные операторы, которые преодолели сложный отбор и способны конкурировать», -- заявил идеолог новой транспортной политики мэрии.

Кроме того, власти намерены лишить частных перевозчиков рабочей силы. По данным департамента транспорта и связи города, сегодня до 70% водителей коммерческих маршруток -- трудовые мигранты. По словам г-на Кичеджи, в заявке на иностранную рабочую силу чиновники намерены снизить количество привлекаемых в отрасль мигрантов до минимума (с 12 до 7 тыс. человек). При этом использовать водителей-гастарбайтеров можно будет только на муниципальном общественном транспорте. «В «Мосгортрансе» квота на мигрантов будет в разы уменьшена, а коммерческим перевозчикам мы запретим их привлекать совсем», -- заявил г-н Кичеджи.

Юлия ХОМЧЕНКО