|
|
N°227, 09 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государственная подмена
Бывшего руководителя Финансовой лизинговой компании заподозрили в хищении десятков миллионов евро
В Москве, как вчера стало известно, на днях был задержан один из бывших руководителей ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК), входящего в структуру государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По официальной информации, 46-летний Андрей Бурлаков, занимавший в ФЛК до конца 2008 года должность первого заместителя гендиректора, проходит по делу о хищении около 1,5 млрд руб. Но, судя по всему, это предварительные цифры. Скандал о пропаже денег ФЛК тлел давно, и ее новое руководство в свое время сообщало, что в целом по результатам деятельности прежнего менеджмента компании, к которому и относится г-н Бурлаков, речь идет об «уводе» примерно 150 млн евро.
Пропажа такой суммы со счетов фактически государственной компании стратегического значения (по крайней мере ФЛК сама себя так ранее позиционировала) -- факт беспрецедентный даже по нынешним временам, когда сами власти признают, что коррупция проникла во все сферы и уровни государства. Последнее время разоблачения ограничивались суммами не более десятка миллионов долларов.
Еще большую пикантность делу г-на Бурлакова придает его участие в другом международном бизнес-скандале, связанном с приобретением им летом 2008 года немецкой судостроительной компании Wadan Yards. В конце прошлого -- начале этого года у нее возникли проблемы, и новые российские владельцы смогли получить от иностранных банков под гарантии правительства ФРГ крупные кредиты. Однако к лету положение Wadan Yards оказалось еще более плачевным, и недавно вопрос ее спасения пришлось обсуждать лично президенту Дмитрию Медведеву и канцлеру ФРГ Ангеле Меркель.
По официальным данным, по делу о пропаже миллионов ФЛК пока проходит только один г-н Бурлаков. Санкция на его арест была выдана заочно 6 ноября, а около двух недель назад он был задержан. По неподтвержденной информации, в деле также (еще неясно, в каком качестве) фигурируют другие менеджеры компании. Однако, учитывая масштаб махинаций, очевидно, что по мере расследования уголовного дела будут возникать вопросы о том, действовали подозреваемые в одиночку или под «патронатом» более известных фигур. Впрочем, даже если последнее предположение и не будет официально подтверждено, все равно остается не менее неприятный вопрос: каким образом одиночкам удалось увести десятки или сотни миллионов долларов под самым носом у больших государственных мужей. Примечательно, что сам г-н Бурлаков и после начала скандала с пропажей денег не скрывался и в интервью рассказывал, что действовал открыто и законно.
ФЛК была учреждена в 1997 году компанией «Татнефть», банком «Зенит» и инвестиционно-финансовой компанией «Солид». В 2002 году в число ее акционеров вошло государство. По последним данным, государству принадлежат 77,52% акций компании, 38% из которых внесено в уставный капитал ОАК. Основной задачей ФЛК на ее сайте было названо «развитие высокотехнологичных отраслей российской промышленности с использованием инструмента лизинга, обеспечение бесперебойной инвестиционной деятельности при поддержании необходимого уровня прибыльности», а приоритетным направлением -- «лизинг современных воздушных судов, промышленного оборудования и коммерческих судов».
Неприятности у ФЛК начались в январе этого года, когда она не смогла рассчитаться с владельцами еврооблигаций. Выпустив евробонды на 250 млн долл., компания допустила по ним дефолт, в связи с чем более 40 иностранных инвесторов направили письмо Владимиру Путину. В нем зарубежные держатели облигаций ФЛК призывали правительство и ОАК принять на себя обязательства своей дочерней структуры и выплатить долг в четверть миллиарда долларов. В марте вице-премьер России Сергей Иванов заверил владельцев облигаций, что ОАК поможет ФЛК рассчитаться по долгам, но спустя всего пару дней было заявлено, что объединенная компания все же не намерена брать на себя финансовые обязательства ФЛК.
После этого новое руководство ФЛК и ОАК (г-н Бурлаков был уволен осенью 2008 года за «прогулы») начало собственную проверку, по итогам которой никаких реальных путей решения возникших проблем так и не было найдено. В июне этого года Главным следственным управлением при ГУВД Москвы по материалам самой ФЛК было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Правда, поначалу обошлось без громких заявлений -- лишь в одном из интервью упоминалось, что по результатам внутреннего расследования речь идет о пропаже 150 млн евро. Эти деньги в 2008 году были выданы в виде кредитов двум неизвестным никому фирмам, которые так и не расплатились. Куда делись миллионы, до сих пор выясняется.
Но известно, что еще летом 2008 года г-н Бурлаков через подконтрольную фирму приобрел в Германии судоверфи Wadan Yards, пообещав местным властям миллиардные заказы. Стоимость сделки составила 249 млн. евро. Однако в итоге Wadan Yards, несмотря на полученные для ее спасения под гарантии немецкого правительства кредиты более чем на 200 млн евро, оказалась на грани банкротства -- ее долг составил около 90 млн евро. Тогда же выяснилось, как сообщали СМИ, что сделка по покупке верфей была совершена через подставные фирмы в Люксембурге, на Кипре и Виргинских островах.
Это вызвало международный скандал, в августе ситуацию даже обсуждали президент России Дмитрий Медведев с канцлером Германии Ангелой Меркель -- верфям искали новых инвесторов. Г-н Медведев тогда напомнил, что хотя речь идет о частных инвестициях, и государство специально этими вопросами не занимается, но с учетом важности предприятия для экономики Германии российское правительство внимательно следит за ситуацией. Президент также выразил уверенность, что новые инвесторы «сумеют сохранить рабочий коллектив, и работа будет основана на реальных заказах кораблей».
Спустя несколько дней после той встречи, в ходе специального заседания правительства земли Мекленбург - Передняя Померания, на территории которой расположены верфи, было решено согласиться на продажу Wadan Yards новому российскому инвестору -- Виталию Юсуфову -- за 40,5 млн. евро. Кандидатуру одобрили и главы обеих стран. Виталий Юсуфов, в свою очередь, обязался сохранить на предприятии половину из нынешних 2500 рабочих мест.
Сергей МИНЕНКО, Алексей ГРИШИН