|
|
N°227, 09 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Банк и его партнеры могут быть спокойны"
Государство не будет торопиться с преобразованием Внешэкономбанка
Государство не будет торопиться с преобразованием госкорпораций, во всяком случае, тех, которые оно рассматривает в качестве важного антикризисного инструмента. Хотя президент Дмитрий Медведев и выразил сомнения в эффективности этой организационно-правовой формы, дав соответствующие поручения, уже очевидно, что власти будут подходить к каждой такой структуре дифференцированно. По крайней мере вчера выяснилось, что задачи преобразования госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в акционерное общество либо другую организационно-правовую форму в ближайшее время власть перед собой не ставит. А пока правительство намерено по-прежнему использовать ВЭБ в качестве признанного удачным и эффективным антикризисного инструмента. Более того, представители правительства признались, что вообще еще не представляют, как преобразовывать госкорпорации.
Конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития», состоявшаяся вчера в Москве, была приурочена к 85-летию Внешэкономбанка. «Ведущим инструментом реализации антикризисных мер правительства» назвал Внешэкономбанк его председатель Владимир Дмитриев, открывая конференцию.
За время работы в качестве института развития ВЭБ принял решение об участии в 126 инвестиционных проектах общей стоимостью более 1 трлн руб. Причем финансовое участие самого банка в их реализации составило 780 млрд руб. В меморандум о финансовой политике ВЭБа внесены все ключевые направления по модернизации российской экономики, о которых говорил президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию. Речь идет о внедрении новейших медицинских, энергетических, информационных технологий, развитии космических и телекоммуникационных систем, повышении энергоэффективности.
По мнению г-на Дмитриева, «ВЭБ мог бы играть более существенную роль как инвестиционный консультант правительства при реализации программ по модернизации экономики» и как координатор совместных действий всех институтов развития. ВЭБ также видит себя в роли эффективного посредника при взаимодействии РФ с международными институтами развития, такими как Всемирный банк, Европейский, Межамериканский, Евразийский, Черноморский банки развития.
Помощник президента Аркадий Дворкович напомнил, что глава государства дал правительству срок до 1 марта 2010 года, чтобы проанализировать наиболее эффективные формы реализации института развития в российских условиях. Но при этом заверил, что с акционированием ВЭБа «спешки не будет». «Решение о порядке и сроках возможного преобразования госкорпорации ВЭБ в акционерное общество будет приниматься с учетом всех особенностей и специфики этого банка. Мы не хотим нести дополнительные издержки. В перспективе, как и обозначил президент, все корпорации будут действовать в иных организационно-правовых формах, но это движение будет происходить с разными темпами. И ВЭБ не будет в первых рядах на преобразование. Банк и его партнеры могут быть спокойны», -- заверил г-н Дворкович.
Из выступления вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина можно было сделать вывод, что ВЭБ еще потребуется государству не только как институт развития, но и в качестве проверенного антикризисного инструмента. «Мы находимся в эпицентре кризиса», -- предупредил глава Минфина.
По его словам, на рынке капиталов в ближайшие несколько лет сложится совершенно новая ситуация: ключевыми заемщиками здесь станут государства, оттесняя частный сектор. «Это связано с крупными фискальными пакетами правительств в поддержке экономик своих стран в период кризиса, которые вывели дефициты бюджетов этих стран по Еврозоне на 6,5--7% ВВП, США -- почти на 10%, Великобритании -- больше 12%, -- перечислил вице-премьер. -- Массированные бюджетные вливания отразятся в ближайшем будущем и на возможностях этих стран поддерживать новые программы, и на конкуренции на рынках капиталов. Кредитное сжатие уже произошло. Рост объемов кредитования равняется нулю и в Европе, и у нас».
Алексей Кудрин признал, что более глубокое падение российской экономики по сравнению с другими экономиками мира объясняется тем, что мы «не сумели преодолеть сырьевой зависимости». «И дело не в том, что мы не создали новые сектора экономики. Главной нашей проблемой за последние лет пять было то, что мы допустили использование нефтегазовых ресурсов в больших объемах, чем могли себе позволить. Это привело к укреплению нашей национальной валюты, самому сильному среди стран «двадцатки». Поэтому падение цен со 140 долл. за баррель не могло не отразиться на инфляции, не могло не вызвать девальвацию», -- пояснил министр финансов.
«Наша политика по стерилизации лишних, ненужных денег оказалась слабой, мягкой. Поэтому возникала нестабильность макроэкономики, при которой невозможно обеспечить низкие ставки по кредитам, длинные деньги, стабильность сбережений населения», -- отметил вице-премьер и заверил, что ближайшей задачей правительства «является создание собственного финансового рынка, сопоставимого по условиям кредитования с внешними площадками; в ближайшие годы на это есть серьезный шанс». Но пока экономическая ситуация в стране остается сложной. Следующий год, по прогнозу министра финансов, «будет не легче» уходящего.
Что касается институтов развития, то Алексей Кудрин отметил, что их роль особенно важна в тех сферах, где рыночные инструменты пока развиты слабо. По словам министра финансов, во время кризиса тот факт, что ВЭБ оказался в свое время и на своем месте, решил проблему в целых секторах, от ипотеки до перекредитования наших компаний, занимавших за рубежом. «В результате страна смогла пройти тест на кредитоспособность», -- заявил г-н Кудрин.
Руководитель департамента корпоративного развития Министерства экономического развития Иван Осколков сообщил, что институты развития, в числе которых кроме Внешэкономбанка он назвал Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию», «Роснанотех» и Российскую венчурную компанию, достигли общей капитализации 1,2 трлн руб., а проекты, которые ими ведутся, оцениваются в 2 трлн руб. Их главной задачей должно быть стимулирование вложений в инновационные проекты частного капитала.
Вместе с тем он признал, что в его министерстве «нет ясности ни в том, какие госкорпорации преобразовать в иные формы, ни какие формы это должны быть». «Количество законодательных изъятий, которые позволяют гибко управлять госкорпорациями, столь значительно, что решения по изменению их статуса будет принять очень нелегко. Будет хорошо, если это станет возможным лет через десять», -- предположил представитель Минэкономразвития.
Однако вне зависимости от статуса государство весьма требовательно подходит к определению задач, которые призван решать тот же ВЭБ. На одном из первых мест -- всемерная поддержка малого и среднего бизнеса. Об этом говорилось в приветствии Дмитрия Медведева по случаю 85-летия Внешэкономбанка. «ВЭБ является одним из важнейших финансовых институтов страны, решает ключевые задачи по финансированию масштабных экономических проектов, поддержки малого и среднего бизнеса», -- отметил глава государства. Мимо этой темы не прошел в своем приветствии и премьер Владимир Путин: «Уверен, в ходе конференции ее участники выработают конкретные, практические идеи и предложения, направленные на повышение эффективности институтов развития, укрепление их роли в поддержке инноваций, ипотечных программ, реального сектора экономики, а также малого и среднего бизнеса».
Об этом же сказал на форуме и помощник президента Аркадий Дворкович: «Мы надеемся, что Внешэкономбанк будет в полной мере возвращаться к своей основной роли -- института развития, будет осваивать функции, которые заранее закладывались в функционал банка, такие как поддержка малого и среднего бизнеса».
Андрей СУСАРОВ