Время новостей
     N°227, 09 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2009
Мимо Рима
Россия предпочла диалог с производителями газа общению с транзитерами и потребителями
Сегодня в столице Катара российская правительственная делегация во главе с министром энергетики Сергеем Шматко примет участие в 9-й министерской встрече Форума стран -- экспортеров газа. В то же время его заместитель Анатолий Яновский так и не получил команды представлять Россию на очередной конференции Энергетической хартии, которая пройдет сегодня же в Риме. Делегацию возглавит российский посол в Италии, что явно не соответствует статусу мероприятия (тем более что г-н Яновский является заместителем председателя конференции и должен был вести специальную сессию вместе с итальянским министром экономики Клаудио Скайолой).

Осознанно или нет, Москва опять выбрала путь демонстративного отказа от конструктивного диалога по правилам игры и сближения с поставщиками.

В то же время именно сейчас для России весьма рискованно искать счастья в союзе с экспортерами газа. Во-первых, мы по-прежнему находимся в меньшинстве в этом сообществе, несмотря на лидерство по запасам, добыче и экспорту. А во-вторых, российская доля европейского рынка является лакомым куском для Катара (наращивающего экспорт лидера в сфере производства сжиженного природного газа), Ирана (имеющего гигантские запасы и близкие к нулю показатели поставок за пределы страны) и некоторых других поставщиков. И в этих условиях именно укрепление отношений с потребителем должно было стать основным вектором защиты российских интересов, а вовсе не попытки запугать европейцев виртуальной картелизацией.

В конце прошлого года в Москве Форум стран -- экспортеров газа (ФСЭГ), до того момента имевший статус неформального объединения, было решено оформить как постоянно действующую организацию. Учредителями помимо России, Ирана и Катара (вместе контролируют 70% мировых запасов газа) выступили Алжир, Ливия, Нигерия, Египет, Экваториальная Гвинея, а также Тринидад и Тобаго, Боливия и Венесуэла. Был утвержден устав, состоялись выборы штаб-квартиры. И на этом этапе, как известно, случился большой российский конфуз -- победителем вышла катарская Доха, а не предложенный хозяевами Санкт-Петербург. Считается, что в качестве компенсации российской стороне пообещали поддержать ее кандидата на пост генерального секретаря форума. Месяц назад на этот пост от России был предложен вице-президент «Стройтрансгаза» Леонид Бохановский, который, вероятно, и будет сегодня избран на два года с возможностью продления полномочий еще на такой же срок. Правда, никакой уверенности на этот счет у Москвы нет. Арабские страны вместе с Ираном и Нигерией имеют простое большинство в организации и сходные интересы, а значит, в любой момент возможны сюрпризы.

Более того, большинство участников ФСЭГ являются активными поставщиками сжиженного природного газа в Атлантическом бассейне. В прошлом году они продали 43 млрд кубометров СПГ в Европу (с учетом Турции) и 9,5 млрд кубометров в США. Кроме того, Алжир и Ливия поставили в страны ЕС еще и 45 млрд кубометров трубопроводного газа. Вместе они обеспечили 25% потребностей Евросоюза в импорте, доля России составила 43%, остальное осталось за норвежцами. По итогам текущего года баланс изменится не в пользу России за счет ввода в Великобритании и Италии новых терминалов по приему сжиженного газа (в основном катарского).

Вчера министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль говорил, что на повестке встречи в Дохе будет вопрос о стабилизации газового рынка. В частности, он отметил перспективы развития разменных операций между производителями, которые позволят снижать транспортные расходы и тем самым повышать доходность продаж. Правда, для России и «Газпрома» главным стабилизатором является система долгосрочных контрактов, предусматривающая принцип «бери или плати» (устанавливает минимальные объемы отбора) и ценообразование на основе котировок нефтепродуктов.

А тот же Катар, который в 2010 году доведет мощности по производству СПГ до 100 млрд кубометров газа, в первую очередь заинтересован в переделе рынка, особенно европейского. США отказались от стратегии наращивания импорта сжиженного газа в пользу освоения внутренних запасов сланцевого топлива, в результате чего выпали из обоймы перспективных потребителей.

Энергетические отношения России и Европы за последние годы сильно ухудшились, что дает дополнительные шансы другим производителям. Параллельно Еврокомиссия агрессивно занимается либерализацией рынков газа и электроэнергии, и правила игры уже в недалеком будущем могут радикально измениться. Причем именно Договор к Энергетической хартии, который уже оброс множеством мифов, является одним из главных механизмов защиты российских интересов как инвестора в долгосрочные инфраструктурные проекты по доставке газа в Европу. По словам бывшего замминистра энергетики Андрея Конопляника, принятый в сентябре 2009 года так называемый «третий пакет» ЕС по либерализации энергетических рынков не учитывает чаяния поставщиков и транзитеров. Более того, он ставит под сомнение окупаемость российских инвестиций в проекты по доставке газа в Европу, а также защищенность вложений того же «Газпрома» на территории ЕС. И есть основания предполагать, что ряд радикальных положений этой директивы может быть оспорен в рамках международных арбитражных процедур по причине их противоречий с ДЭХ. Между тем, как отмечает эксперт, этот договор подписан не только отдельными странами Европы, но и ЕС как коллективным объединением. Это придает ДЭХ приоритет по отношению к внутренним нормам Евросоюза.

«Третий пакет», как известно, вступит в силу только через 18 месяцев после принятия. И, по мнению г-на Конопляника, эти полтора года можно было бы использовать, чтобы в рамках хартийных процедур найти взаимоприемлемые решения спорных вопросов между Россией и Европой. В том числе инкорпорировать в ДЭХ предложения российского президента Дмитрия Медведева по безопасности поставок и транзита, которые на сегодняшний день повисли в воздухе из-за отсутствия многосторонней международной площадки для их обсуждения и воплощения в жизнь. Правда, возможность начать эту работу в Риме Москва, похоже, упустила.

Алексей ГРИВАЧ