Время новостей
     N°227, 09 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2009
Тариф в один конец
Москва определилась и с ростом цен на транспорт
Московские власти явно пытаются оправдаться за слишком резкое сокращение доли городского бюджета в оплате коммунальных услуг. Напомним, что недавно руководитель городского комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк предупредил: в 2010 году москвичи будут платить, например, уже 80% от реальных затрат на тепловую энергию, а бюджет города -- лишь 20%. Вчера на встрече с журналистами городские экономисты, энергетики и транспортники пытались аргументировать своевременность и необходимость повышения цен всего «тарифного меню».

По словам руководителя департамента экономической политики и развития Марины Оглоблиной, основной причиной общего роста на 26% платы за жилищно-коммунальные услуги стало повышение стоимости «первичных ресурсов -- газа, железнодорожных перевозок, таможенных тарифов». При этом, как подчеркивают столичные экономисты, и тарифы на основные энергоресурсы, и в целом «принципы повышения тарифов на электроэнергию» регулируются не отдельно взятым регионом, а государством.

Так, например, в структуре тарифа на тепловую энергию в городе, по данным департамента экономической политики и развития, затраты на покупку газа составляют от 40 до 50%, а в тарифе на производство тепла топливная составляющая достигает 82%. Еще порядка 10% затрат, учитываемых в тарифе на тепловую энергию, приходится на покупную электроэнергию. Повышение федеральной службой по тарифам индекса роста цен на газ на 2010 год на 27,4%, по словам г-жи Оглоблиной, «приводит к повышению тарифа на тепловую и электроэнергию в городе более быстрыми темпами».

Напомним, что если тарифы на электроэнергию в Москве в будущем году вырастут на 14,7%, то плата за теплоснабжение (поднимется на 24,5%), газ (на 22,4%), воду и канализацию (на 27,8%) скажется куда ощутимее на семейном бюджете горожан. Примечательно, что основную долю в расходах населения на оплату жилищно-коммунальных услуг, по данным чиновников, занимает счет за тепло -- 54,8%.

Столичные чиновники ссылаются также на необходимость учитывать в тарифах расходы производителей и поставщиков услуг на амортизацию оборудования. Городские транспортники же, судя по всему, заложат в новые тарифы свои убытки от существенного снижения пассажиропотока. Как заявил вчера гендиректор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов, количество клиентов на наземном общественном транспорте и метро за последние 11 месяцев сократилось на 5,5%. Автобусы же приходится гонять, как сетовал г-н Иванов, до последнего клиента -- до двух часов ночи, хотя основной пассажиропоток приходится на время с 7.00 до 21.00. Представители Московского метрополитена в свою очередь сетовали, что расходы на строительство новых станций метро также не приводят к увеличению клиентской базы. Пассажиры просто меняют старую станцию метрополитена, до которой они, например, раньше добирались на наземном транспорте, на новую, близлежащую остановку подземки.

По предварительным оценкам городских экономистов, в будущем году разовые поездки на метро подорожают примерно на 18% и составят 26 руб. А стоимость разового проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах вырастет на 20% и составит 24 руб. Напомним, что стоимость билетов на наземный транспорт зависит еще и от места покупки -- покупка билета непосредственно в автобусе уже сегодня составляет 25 руб. При этом столичные транспортники утверждают, что собственно на москвичах рост стоимости проездных билетов скажется в меньшей степени. По данным г-на Иванова, менее 7% жителей столицы пользуются одноразовыми билетами. Больше 50% пассажиров «Мосгортранса» ездят по социальным картам, а остальная масса -- по многоразовым проездным. Рост стоимости одной поездки по многоразовому билету, по его словам, не превысит 10%. Например, проездной на 60 поездок наземным общественным транспортом, утверждают чиновники, обойдется в новом году в 700 руб., что лишь на 50 руб. дороже его нынешней стоимости.

По словам г-жи Оглоблиной, проект постановления по утверждению тарифов на городской транспорт до сих пор находится на согласовании. Однако, судя по ее словам, решение об их росте уже окончательное. «Плюс, минус -- сказать тяжело. Плюса не будет точно, а про минус я пока не скажу», -- заявила руководитель департамента экономической политики и развития.

При этом чиновники мэрии традиционно подчеркивают, что тарифный скачок будет компенсирован ростом социальных расходов города. «Дотации повышением тарифов объедены не будут», -- уверяла горожан Марина Оглоблина, напомнив о запланированных в столичном бюджете-2010 многомиллиардных тратах на доплаты к пенсиям, бесплатный отпуск медикаментов, субсидии и льготы.

Напомнила г-жа Оглоблина и о том, что полный переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг был предусмотрен федеральными властями еще в 2003 году. Однако в отличие от других регионов, которые пошли «путем повышения цен в два этапа -- до 80 и до 100%», руководство Москвы, «исходя из доходов населения и возможностей бюджета по финансовой поддержке горожан», приняло другое решение. В течение последних пяти лет, по данным городских чиновников, уровень платежей жителей в общей стоимости жилищно-коммунальных услуг составлял не более 70%. В частности, сейчас, по словам г-жи Оглоблиной, платежи москвичей за эксплуатацию однокомнатной квартиры в 33 кв. м составляют 62% от фактической стоимости услуги (в 2010 году этот показатель вырастет до 65%).

Однако эксперты фонда «Институт экономики города» полагают, что помимо удорожания базовых цен на газ и электроэнергию причиной достаточно ощутимого роста тарифов в Москве стала именно необходимость скорейшего отказа от дотаций в сфере ЖКХ. Как рассказал «Времени новостей» руководитель сектора «Развитие конкурентных отношений» фонда Владилен Прокофьев, из-за несоблюдения именно этого требования реформы ЖКХ город не может участвовать в государственных программах капитального ремонта ветхого и аварийного жилья. «Я бы назвал это вынужденным ростом тарифов», -- заявил эксперт, считающий, что Москва пытается сделать все возможное для получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Юлия ХОМЧЕНКО