|
|
N°226, 08 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кровяная колбаса
«Ниндзя-убийца» на московских экранах
Судя по всему, ниндзя -- средневековые японские шпионы-наемники, обладающие невероятным количеством смертоносных навыков и маскировочных умений, -- впервые появились на киноэкране в немой короткометражке «Герой Джирайя», снятой «отцом японского кино» Шозо Макино (1921). Позднее в Японии ниндзя были постоянными кино- и телеперсонажами, но оставались своего рода домашней радостью, так и не превратившись толком в экспортный продукт. Ситуация изменилась в 1967 году, когда с убийцами в черных костюмах и закрывающих лицо масках сразился сам Джеймс Бонд («Живешь только дважды»), пик же всепланетного интереса к ниндзя пришелся на 80-е. В череде абсолютно безупречных картин («Входит ниндзя», «Месть ниндзя», «Девять смертей ниндзя») блистал Шо Косуги; «американским ниндзя», освоившим тайное искусство, в одноименной серии боевиков стал Майкл Дудикофф; с середины десятилетия ниндзя-фильмы штамповались десятками, а часто и просто произвольно монтировались из других образчиков жанра. Наконец, на свет появились обожающие пиццу и слушающиеся мудрую старую крысу «юные мутанты ниндзя-черепашки», и некогда грозных воинов, кажется, окончательно перестали воспринимать всерьез. Последний раз, если говорить о крупных голливудских постановках, ниндзя возникли во вполне мультяшном боевике «Бросок кобры» несколько месяцев назад. Новый «Ниндзя-убийца», поставленный Джейсом Мактигом (работал вторым режиссером на всех трех «Матрицах» и «Спиди-гонщике» братьев Вачовски, поставил под их руководством экранизацию графического романа Алана Мура «V как Vендетта»), должен был исправить положение и вернуть темный образ ниндзя на полагающееся ему место в пантеоне истинных героев.
Фильм вышел, мягко говоря, специфический. Известно, что продюсеры братья Вачовски всего за шесть недель до начала съемок признали сценарий дебютанта Мэтью Сэндома некондиционным и поручили полностью его переписать Джею Майклу Страшинскому. (Прежде Страшинский снабжал литосновой телесериалы вроде «Хи-Мена и повелителей вселенной», «Капитана Пауэра и солдат будущего» и «Вавилона-5», а в прошлом году несколько неожиданно выступил сценаристом «Подмены» Клинта Иствуда.) Он уложился менее чем в трое суток. Хотя в принципе если судить по конечному результату, справиться с такой работой можно было бы часа за полтора. Ничего сложного в истории нет. Имеется древний клан ниндзя Озуну (его главу играет тот самый, помянутый выше и совсем не растерявший мрачной харизмы Шо Косуги), что поставляет киллеров по всему свету (последнее их крупное дело за отчетный период -- убийство русского премьера Жукова). Есть дознавательница из Европола Мика (Наоми Харрис), которая пытается убедить своих берлинских коллег, что кланы не плод ее разбушевавшейся фантазии, а вполне реальная сила в разборках мировой закулисы. И есть, наконец, собственно ниндзя-убийца Райзо (корейский поп-идол по прозвищу Рейн), в свое время воспитанный Озуну как совершеннейшая машина смерти, но после того, как за непослушание казнили его подругу и почти что возлюбленную, порвавший с кланом и одержимый местью былым братьям по оружию.
Как именно в конце концов пересекутся интересы героев, догадаться несложно, тем более что переусложнять сюжет ни у кого желания не было. Куда больше создателей фильма волновало другое -- не что, а как. И в результате «Ниндзя-убийца» может с полным правом считаться самым кровавым фильмом, который увидел свет за отчетный период. Он оставляет далеко позади даже запредельно жестокие фильмы ужасов последних лет: уже меньше чем через десять минут после начала, еще до вступительных титров, самодовольному боссу якудзы, посмевшему насмеяться над присланным ему в качестве смертоносной метки конвертом с черным песком, разрубают пополам голову -- две ее половинки раскрываются на самом крупном из возможных планов, будто арбуз из загадки («внутри алый-сахарный»).
И это только начало -- дальше происходит то, что иначе как резней назвать нельзя. Тело Райзо с течением времени покрывают совершенно чудовищные, не совместимые с жизнью шрамы и раны (которые он, впрочем, то и дело заживляет силой мысли); руки и ноги попавших под раздачу спецназовцев разлетаются в разные стороны; кровь хлещет мощным направленным потоком... Все это, впрочем, довольно красиво (для тех, кто склонен видеть красоту в экранном членовредительстве), эффектно и по-хорошему бездумно. Но чрезмерная брутальность парадоксальным образом снижает восприятие. Желая превзойти всех предшественников в крутизне, Мактиг несколько перестарался. В итоге от полуторачасовой мясорубки получаешь чуть меньше впечатлений, чем ожидалось. Но «чуть меньше» в данном случае -- это как минимум в сто раз сильнее, нежели обычно.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ