|
|
N°225, 07 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По премьерному сценарию
Принято решение о сносе Центрального дома художника
Председатель правительства Владимир Путин подписал указ о сносе Центрального дома художника и передаче территории правительству Москвы под новое строительство. Таким образом, судьба одного из лучших выставочных залов Москвы решена.
Напомним предысторию. В марте 2008 года на выставке в Канне возглавляемая супругой Юрия Лужкова Еленой Батуриной фирма «Интеко» представила проект постройки здания «Апельсин», разработанного известным английским архитектором Норманом Фостером. У большинства культурной общественности проект «Апельсин» вызвал однозначно негативную реакцию, поскольку не только никак не соотносился с архитектурным контекстом столицы, но и странным образом предполагал совмещение культурных и бизнес-функций. В элитный дом должен был вселиться новый музей, едва ли не филиал Третьяковской галереи. Культурная общественность справедливо возмутилась. Ведь эксплуатация в одном «Апельсине» элитного жилья и национальной художественной сокровищницы совершенно абсурдна.
В феврале этого года прошли общественные слушания по поводу судьбы Дома художника. На обсуждение был представлен проект НИИПИ Генплана. «Апельсин» уже не фигурировал. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин показал какие-то маловразумительные исследования потенциала территории, согласно которым на месте ЦДХ должно было появиться безликое здание коммерческого назначения, а корпуса ГТГ и Дома художника отодвигались к Садовому кольцу. А под ними был бы паркинг (см. «Время новостей» от 26 февраля). Музеи приняли бы на себя всю нагрузку по вибрациям, пыли, копоти, да к тому же оказались под угрозой пожара.
Проекту НИИПИ Генплана собравшаяся в фойе ЦДХ (в части занимаемой Третьяковской галереей) общественность дала отпор. И вроде бы все утихло. И «Интеко» не проявлялось. И кризис помог. Нынешнее решение стало настоящей пощечиной общественности. Власть дала понять, что мнение людей культуры ее вовсе не интересует. Тем более неясно, какие же все-таки здания появятся на месте Дома художника. Офисы? Жилье? Музеи?
Куда деваться Третьяковке? Что будет с ЦДХ? Инвестор не назван. Проекта компенсационного строительства нет.
Вспомним, именно Дом художника принимал в своих стенах лучшие проекты не только российского, но и мирового contemporary art (с 1980-х годов в нем регулярно проходили выставки таких мэтров, как Гюнтер Юккер, Фрэнсис Бэкон, Тони Крэгг, Сальвадор Дали, Энди Уорхол). Исчезновение его -- удобное решение всей сомнительной для власти темы актуального искусства.
Кстати вспомнить и то, что на последнем фестивале «АрхМосква» презентовались проекты, предусматривающие создание на поле у Москвы-реки целого парка искусств и сохранения Дома художника с идеей трансформации его облика ради практических выставочных, фестивальных целей (см. «Время новостей» от 4 июня). Очень качественный европейский по стилю и экономичный проект был разработан в мастерской профессора Московского архитектурного института Евгения Асса. Этот цивилизованный выбор мы не сделали, коррупция и откаты нам милее. Статью про июньский фестиваль «АрхМосква» и представление идеи возрождения ЦДХ я завершил следующим пассажем: дураки будем, если упустим шанс по предложенному мастерской Асса пути. Как и следовало ожидать, шибко умными мы не оказались.
Сергей ХАЧАТУРОВ