Время новостей
     N°225, 07 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2009
Институты развития: мировой опыт
Завтра в Москве открывается международная конференция «Модернизация российской экономики: роль институтов развития», организованная Банком развития (Внешэкономбанком). В числе многочисленных участников форума руководители международных и национальных структур, уже многие годы и даже десятилетия выполняющих специфические и, как оказалось, очень важные функции институтов развития.

Опыт деятельности этих институтов актуален хотя бы потому, что во многих странах такие структуры возникли далеко не вчера, и это позволяет более объективно оценить их эффективность. Он также дает возможность понять: такие институты востребованы и на развитых, и на развивающихся рынках. У них нет какой-то универсальной формы и единого статуса -- особые задачи, возлагаемые правительствами на эти институты, нередко заставляют принимать для них специальные нормы и законы.

Что неудивительно, поскольку многие функции, выполняемые институтами развития (и это как раз их общая черта), сложно реализовать на «чисто рыночных» условиях. Не случайно также, что в период глобального кризиса, когда рынок подвергся колоссальным перегрузкам, правительства многих стран использовали эти институты как антикризисный инструмент -- обычных рыночных инструментов уже не хватало.

В большинстве случаев речь идет о банках развития, которых в мире сейчас насчитывается около 750. Небольшая их часть относится к так называемым многосторонним банкам, действующим глобально или в пределах целых регионов (Мировой банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Остальные банки развития национальные, действующие в пределах государства.

Ведущие зарубежные институты развития создавались в форме и госкорпораций (Германия, Япония), и госпредприятий (Бразилия, Мексика), и госучреждений (Китай, Канада), и акционерных обществ со 100-процентным госучастием (Южная Корея). Но если в процессе эволюции банки развития стран Азии были преобразованы в акционерные общества, а в отношении некоторых встал вопрос и о приватизации, то институты Америки и Европы сохранили статус госкомпаний.

По итогам прошлого финансового года самыми крупными в мире национальными институтами развития по стоимости суммарных активов стали Немецкий и Китайский банки развития. Самый большой собственный капитал имели банки развития в Китае и Японии. Немецкий банк развития и Банк развития Японии завершили прошлый год с убытками. А самую большую чистую прибыль получили институты развития Китая, Кореи и Бразилии.

Бразильский банк развития был создан в 1952 году на основании специального закона и функционирует в форме федерального государственного предприятия под руководством министерства развития, промышленности и внешней торговли. Приоритеты банка менялись в зависимости от приоритетов экономической политики правительства. В 50-е годы это были энергетика, транспорт и металлургия, в 60-е -- тяжелая промышленность, производство потребительских товаров, поддержка малых и средних предприятий, в 70-е -- импортозамещение, поддержка сырьевых отраслей, в 80-е -- энергетика, сельское хозяйство и пищепром, в 90-е -- поддержка экспорта и частных предприятий, управление программой приватизации, в 2000-е -- инвестиции в технологические инновации, развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, содействие региональному развитию.

В 2008 году Бразильский банк развития направил на поддержание экономического роста в стране в общей сложности 50 млрд долл., а за девять месяцев нынешнего -- уже 55 млрд. В целом он обеспечивает 14% общего объема инвестиций в экономику страны.

Название Немецкого банка развития дословно переводится как Кредитный институт по восстановлению. Это логично, поскольку он был создан в 1948 году, когда стояла задача послевоенного восстановления разрушенной экономики. Задачи с тех пор, естественно, изменились, но историческое название сохранилось.

Капитал банка на 80% формируется за счет средств федерального бюджета, остальное -- за счет бюджетов федеральных земель Германии. Немецкий банк развития -- это финансовая группа, куда входят дочерние компании. Основные направления деятельности банка -- стимулирование развития экономики, содействие малому и среднему бизнесу (его ежегодная поддержка увеличивается сейчас с 5 до 8 млрд евро), поддержка экспортно-ориентированных предприятий, поддержка совместных инвестиционных проектов в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, финансирование строительства, покупки и модернизации жилья, поддержка городов и общин при финансировании инфраструктурных проектов.

В условиях кризиса Немецкий банк развития принял участие в реструктуризации банковской системы (например, в 2007--2008 годах на спасение Немецкого промышленного банка он потратил 8,4 млрд евро). Чтобы облегчить доступ к кредитным ресурсам для компаний, имеющих потенциально эффективные бизнес-планы, правительство Германии объявило этим летом о создании специального государственного фонда (10 млрд евро), распорядителем которого стал Немецкий банк развития. Кроме того, он будет выделять кредиты банкам, которые обслуживают компании, обратившиеся за антикризисной поддержкой. Риск дефолта делится так: 90% приходится на Немецкий банк развития, 10% -- на банк заемщика.

С сентября банк начал реализовывать рассчитанную до конца будущего года программу предоставления кредитным организациям так называемых глобальных займов (максимум на восемь лет) для рефинансирования корпоративных кредитов. Средства выделяются из бюджета специальной программы Немецкого банка развития по корпоративному кредитованию (общий объем -- 40 млрд евро).

Канадский банк развития бизнеса создан в 1944 году (тогда он назывался Промышленным банком развития). Банк является госкорпорацией в форме акционерного общества, 100% акций которого принадлежит федеральному правительству. Основные направления его деятельности -- долгосрочное проектное финансирование, кредиты на пополнение оборотных средств, венчурное финансирование, инвестиции в высокотехнологичные компании, выпуск долговых финансовых инструментов, гарантированных правительством Канады.

В соответствии с законом Канадский банк развития бизнеса (кредитный портфель составляет 10 млрд канадских долларов) функционирует как коммерческий финансовый институт и не финансируется из государственного бюджета.

Китайский банк развития был создан постановлением Госсовета КНР в 1994 году в форме государственного учреждения для финансирования приоритетных направлений экономической политики, стратегических и инфраструктурных проектов. 15 лет спустя, в конце 2008-го, было решено акционировать этот банк. Чуть более 50% акций принадлежит министерству финансов Китая, остальное -- государственной инвестиционной компании по управлению золотовалютными резервами. После акционирования Китайский банк развития стал полностью коммерческим (пятым по объему операций среди комбанков страны), его деятельность регулируется общими для всех коммерческих банков законами, но до 2010 года выпущенные им облигации гарантированы государством.

Институты развития Мексики -- это шесть банков и два фонда развития, в том числе Национальный банк государственных работ и услуг, Национальный банк развития Мексики, Национальный банк внешней торговли, Национальный банк сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил, Федеральный ипотечный банк, Банк развития сельской местности. Первые три созданы в 30-х годах прошлого века.

В общем кредитном портфеле мексиканских банков доля банков развития составила в прошлом году 12%. Согласно утвержденной министерством финансов Мексики на 2007--2012 годы стратегии эти институты занимаются прежде всего поддержкой развития инфраструктуры, малых и средних предприятий, некрупных сельскохозяйственных производителей, а также обеспечением жильем семей с низкими доходами.

Корейский банк развития создан в 1954 году в форме акционерного общества в соответствии со специальным законом. Банк сыграл, безусловно, важную роль в модернизации и диверсификации экономики Южной Кореи. В зависимости от задач, которые стояли перед страной, менялись и приоритеты банка. В 50-е годы это была поддержка базовых отраслей (строительство, металлургия, электроэнергетика), в 60--70-е -- развитие экспортного потенциала, а также тяжелой и химической промышленности, в 80-е -- стимулирование экспортных отраслей, включая автомобилестроение и электронику, в 90-е -- поддержка чеболей в развитии информационных технологий, производстве полупроводников, в 1998 году -- антикризисная программа по реструктуризации чеболей и банковской системы, в 2000-е -- стимулирование инноваций, венчурное финансирование, в 2008--2009 годах -- антикризисная программа по стабилизации финансового рынка и стимулированию реального сектора.

На сегодня Корейский банк развития является 100-процентно государственным акционерным обществом. Однако по мере расширения активности и диверсификации функций банка его деятельность все чаще пересекается с деятельностью частных коммерческих банков. Совмещение функций банка развития и коммерческой банковской деятельности постепенно привело к конфликту интересов, снижению эффективности инвестиционной деятельности. По этой причине в феврале 2008 года правительство Южной Кореи приняло решение о приватизации Корейского банка развития.

Банк развития Японии образован в 1999 году в форме государственной корпорации на основе двух институтов: Японского банка развития, созданного в 1951 году, и Государственной финансовой корпорации развития Хоккайдо-Тохоку, возникшей в 1956 году.

Основным инструментом деятельности банка служило долгосрочное финансирование, а основными направлениями -- рациональное использование природных ресурсов, создание новых технологий и отраслей, содействие развитию регионов. В 2007 году был принят новый закон о Банке развития Японии, предполагающий его преобразование в акционерное общество с последующей приватизацией в период до 2014 года.

Даже этот фрагментарный обзор мирового опыта институтов развития позволяет судить об их особенностях, потенциале и достигнутых с помощью этих структур результатах. Важно, что этот опыт дает возможность оценить их не по отдельным проектам или достижениям за какой-то короткий отрезок времени, а за многие десятилетия в самых разных политических и экономических условиях -- на этапе восстановления, в период поступательного роста, в условиях кризисов, на рынках с высокой долей государственной собственности и в экономиках с высокой степенью либерализации.

Иван ГОРДЕЕВ