Время новостей
     N°225, 07 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2009
Фактор выживания
Эксперты отметили оперативность при оказании помощи пострадавшим на пожаре в Перми
Достаточное количество самолетов, вертолетов, портативных дыхательных аппаратов и другой техники для транспортировки в первые часы после катастрофы -- важнейший фактор выживания при любом крупном пожаре, взрыве, химическом поражении. После трагедии в клубе «Хромая лошадь», несмотря на то что в Перми есть свой ожоговый центр на базе городской больницы №21, чиновники от здравоохранения быстро приняли решение о перевозке людей и выделении коек в центральных больницах страны. Такая оперативность наверняка поможет многим пострадавшим, для которых каждый сэкономленный час -- это шанс выжить, отмечают эксперты.

Косвенно о достаточной оперативности в работе Минздравсоцразвития в условиях чрезвычайной ситуации говорит и тот факт, что из 130 пострадавших (такую цифру называла министр Татьяна Голикова сразу после пожара) на вчерашний вечер, то есть через сутки после трагедии, по официальным данным, погибло лишь три человека: один мужчина в хирургической реанимации НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе в Санкт-Петербурге, еще один в самолете во время перевозки и девушка в машине скорой помощи. В крайне тяжелом состоянии находятся несколько десятков человек. Всего 97 человек было эвакуировано из Перми и распределено между специализированными ожоговыми центрами трех городов: Москвы (57 человек), Санкт-Петербурга (33 человека) и Челябинска (7 человек).

«Действия Минздравсоцразвития в Перми обоснованные, и другой вариант вряд ли был бы лучше», -- считает директор Института общественного здравоохранения Юрий Крестинский. «За последние годы именно в области ожоговой хирургии многое делалось, открылись специализированные ожоговые центры в регионах -- сейчас их 78, что значительно лучше той ситуации, которая была в советские времена, -- рассказал он в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Но это совсем небольшие отделения, которые на прием большого числа пострадавших одновременно не рассчитаны. Случаи массовых ожогов, надо сказать, бывают очень редко. И здесь единственно возможный вариант -- транспортировка».

Конечно, риск ухудшения состояния пациента во время перевозки очень велик. «Отбирая больных на эвакуацию, мы вынуждены в течение очень короткого времени принимать решение: можно или нельзя, потому что состояние больных меняется на глазах», -- сказала Татьяна Голикова, докладывая о состоянии потерпевших президенту Дмитрию Медведеву. Но в итоге можно констатировать, что довезли почти всех.

Второй важнейший аспект любой подобной массовой катастрофы: обеспеченность донорской кровью, лекарствами и специализированной медицинской техникой. «У нас было все, все медикаменты и оборудование, но в целом мы беспокоимся за их жизнь. Хотя пока сюда прилетели все в том же состоянии, в котором улетали из Перми, без ухудшения», -- сообщила г-жа Голикова по прибытии в Москву. Главврачи клиник Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска также сообщили, что располагают всем необходимым. «Врачи-комбустиологи трудятся, занимается и пластическая хирургия. На сегодняшний день все есть, все будет в полном объеме и на профессиональном уровне», -- говорит главный врач Челябинской городской клинической больницы №6 Игорь Скорик. В комитете по здравоохранению северной столицы заверили, что НИИ скорой помощи им. Джанелидзе и Российская военно-медицинская академия ни в чем не нуждаются: «Петербургские медики высокой квалификации располагают современной аппаратурой и оборудованием для лечения тяжелых термических и токсикологических поражений». Никто пока не пожаловался даже на нехватку донорской крови и плазмы, с которой в России традиционно плохо из-за практически полного разрушения советской системы донорства и службы крови.

Определена и дальнейшая судьба пострадавших. Вчера Татьяна Голикова сообщила, что всем нуждающимся пострадавшим пластические операции в дальнейшем будут делать бесплатно. А с теми, кого пока невозможно транспортировать, несколько самых тяжелых пациентов, до полной стабилизации состояния будут оставаться врачи из столичных клиник, откомандированные в Пермь на неограниченный срок.

Галина ПАПЕРНАЯ