|
|
N°225, 07 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Патриоты тенниса
Командные чемпионаты мира (Кубок Дэвиса в мужском теннисе и Кубок федерации в женском)-- едва ли не последний шанс вспомнить о гражданстве игроков в этом сугубо индивидуальном и, пожалуй, самом космополитическом виде спорта.
Мужская сборная Испании второй год подряд и в четвертый раз в своей истории завоевала «Серебряную салатницу», обыграв в Барселоне в финале Кубка Дэвиса нежданно-негаданно попавшую туда сборную Чехии. Чехия сражалась лишь двумя игроками: на ненавистном им грунтовом покрытии Томаш Бердых и Радек Штепанек играли как одиночные встречи, так и парную. Едва ли не самым трогательным моментом финала оказались два параллельных хоровода: обеспечившие себе трофей после парного поединка испанцы, равно как и проигравшие матч чехи, внутри своих команд взялись за руки и радостно кружились в импровизированном танце, празднуя успех. Для теннисистов, из-за безмерно напряженного и разбросанного по миру турнирного календаря кочующих почти весь год и не так уж часто живущих в тех странах, за которые они играют, командные чемпионаты мира стали главным источником «патриотических» эмоций. Ведь только в команде они играют за страну, а не за себя.
Таких эмоций явно не достает даже тем игрокам, кто не избалован самыми значимыми победами. Пожалуй, своей золотой олимпийской медали в парном разряде, завоеванной в Пекине в 2008 году с братом жены Станисласом Вавринкой, великий швейцарец Роджер Федерер радовался не меньше, чем казавшейся недостижимой победе на «Ролан Гаррос». В нашей памяти свяжи эмоции российской мужской и женской сборных в момент выигрыша командных чемпионатов мира. В эти моменты резиденты разных стран, бывающие в России кто наездами, кто проездом, чувствовали себя действительно российскими игроками.
Для тенниса командные чемпионаты приобрели особый смысл. Формально выиграть Кубок Дэвиса, наверное, менее почетно и престижно, чем, например, чемпионат мира по футболу. В футболе это все-таки главное соревнование. Да к тому же футбол -- игра командная, а потому даже выигрыш клубного континентального турнира все равно воспринимается футболистами, пусть и представляющими разные государства, как победа клуба из конкретной страны. В теннисе индивидуализм и космополитизм доведены до предела. Даже в парных разрядах на турнирах нечасто можно встретить спортсменов из одной страны, почти всегда это интернациональные дуэты.
Понятно, что уровень теннисных держав определяется по количеству и качеству игроков, выступающих в самых престижных турнирах. Но теннисистов сама реальность давно сделала гражданами мира. И только в командных соревнованиях они действительно выступают за страну.
К слову, в Кубке Дэвиса и в Кубке федерации многие знаменитые игроки оказываются в том же положении, что и в футболе: если они выступают за страну, где нет достаточного количества сильных мастеров, у них нет шансов выиграть чемпионат мира. Тот же Роджер Федерер едва ли сможет когда-нибудь присовокупить к своей россыпи индивидуальных титулов победу в Кубке Дэвиса. С другой стороны, победа в командном турнире может быть для игроков замечательной отдушиной после личных неудач. В этой связи будет любопытно посмотреть, как начнет следующий сезон Рафаэль Надаль. В 2009 год он вступал первой ракеткой мира, а к концу года не только утратил эту позицию, но еще и обескураживающе плохо сыграл на итоговом турнире в Лондоне, не выиграв в трех поединках группового этапа ни единого сета. Поэтому для него выигрыш матча в Кубке Дэвиса у Томаша Бердыха и общая победа команды, возможно, стала еще и важным психологическим допингом.
Иногда даже один выдающийся матч в командном чемпионате мира запоминается на всю жизнь и становится визитной карточкой игрока, как это было, например, у Андрея Чеснокова с его легендарной победой над одним из сильнейших теннисистов 90-х немцем Михаэлем Штихом. Или относительно недавно у Дмитрия Турсунова, одолевшего в пятом сете со счетом 17:15 самого Энди Роддика.
Разумеется, как и в командных видах спорта, в теннисе случаются отказы играть за сборную. Но от этого особый статус теннисных командных чемпионатов мира не страдает. Кстати, в последнее время практически никто из ведущих игроков не упускает возможности выступить за свою страну. Может быть, потому, что сама теннисная жизнь способна заставить игроков усомниться в том, как страна у них «своя».
Семен Новопрудский