|
|
N°226, 08 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомное давление
Американский дипломат поедет из Пхеньяна в Пекин и Москву
Сегодня в Пхеньян с трехдневным визитом прибудет американская делегация во главе со спецпредставителем по северокорейским вопросам Стивеном Босуортом. В состав делегации входят представитель США на шестисторонних переговорах Сон Ким и ряд чиновников из госдепартамента и совета национальной безопасности. Босуорт встретится с заместителем главы северокорейского МИДа Кан Сок Чжу. На переговорах будут подняты вопросы возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Северной Кореи с участием двух корейских государств и еще России, США, Китая и Японии. Пока неясно, примет ли 70-летнего Босуорта 68-летний северокорейский лидер Ким Чен Ир и позволят ли гостю посетить центр ядерных исследований в Енбене.
Этот визит напомнил о перспективе заключения мирного договора между США и КНДР с установлением дипломатических отношений между ними. Формально это должно было произойти давно: в 1994 году соответствующая статья появилась в рамочном соглашении КНДР и США по решению северокорейской ядерной проблемы и урегулированию двусторонних отношений. Тот документ обязывал США принять меры по строительству в Северной Корее атомной электростанции на легководных ядерных реакторах. В 2002 году американцы нарушили соглашение, что привело к раскручивающемуся поныне витку корейского ядерного кризиса.
Северокорейские власти хорошо понимают, что смогут избавиться от ярлыка «изгоев», только улучшив отношения с США, когда Вашингтон будет вынужден считать пхеньянский режим партнером -- пусть даже неприятным и одиозным. Но на пути к заключению мирного договора есть как минимум две преграды. Первая заключается в откровенно обструкционистской позиции Южной Кореи. Ее министр иностранных дел и внешней торговли Ю Мен Хван считает, что заключение такого договора неприемлемо без согласия на это Южной Кореи и Китая. «Тот факт, что КНДР пытается заключить договор о мире с США без участия нашей страны, говорит о намерении использовать договор как повод для вывода американских войск с юга Корейского полуострова», -- заявил Ю Мен Хван, встретившийся вчера с Босуортом в Сеуле. Кстати, американец в прошлом был послом США в Южной Корее.
С точки зрения южнокорейского министра, призывами к заключению мирного договора Пхеньян хочет выиграть время для продолжения разработки ядерного оружия. Таким образом, заключение договора возможно лишь при условии ликвидации северокорейской ядерной программы.
В этом заключается вторая преграда. В Вашингтоне четко заявляют, что все переговоры по северокорейской ядерной проблематике должны проходить только в шестистороннем формате. Однако шестисторонние переговоры зависли после того, как Пхеньян предпринял в апреле этого года неудачную попытку запустить северокорейский спутник связи. Мировое сообщество восприняло это как испытание баллистической ракеты, нарушающее резолюцию СБ ООН. Северная Корея в ответ на новую осуждающую резолюцию Совбеза хлопнула дверью.
Почему США настаивают на том, что ядерную проблему надо и впредь обсуждать лишь в шестистороннем формате? Прежде всего это уступка и жест уважения в сторону Китая -- инициатора шестисторонних переговоров, который воспримет двусторонний формат как вмешательство в его сферу ответственности. Во-вторых, это демонстративная поддержка Южной Кореи и ее идеи размена мирного договора на ядерную программу.
Главная же причина кроется в стремлении американцев создать «коалицию давления» на Северную Корею. Ведь в ходе двусторонних контактов можно договориться куда быстрее, чем на многосторонних переговорах, -- но ни США, ни настаивающая на прямых переговорах с ними КНДР идти на уступки не намерены. В такой ситуации гораздо выгоднее использовать третьи страны для организации давления на непокорного партнера, выдавая свое мнение за мнение всех участников.
С самого начала шестисторонних переговоров в 2003 году у США был второй голос в лице Японии, которая в некоторых случаях бежала впереди паровоза. Тем не менее благодаря позиции Москвы, Пекина и Сеула (до тех пор, пока у власти там стояли левые) среди участников шестисторонних переговоров сформировалось большинство, нацеленное на достижение консенсуса и способное подталкивать к нему как Северную Корею, так и США. После того как в феврале 2008 года президентом Южной Кореи стал Ли Мен Бак, политика Сеула изменилась и он перешел в проамериканский лагерь. Это осложнило ситуацию.
Подходы северокорейского руководства к ядерной проблеме остались прежними. Об этом сообщил директор американского Института экономики Кореи Джек Притчард, этой осенью посетивший Северную Корею. Так что переговоры Босуорта будут сложными. И не случайно из Пхеньяна он направится в Пекин, а 14 декабря -- в Москву.
Константин АСМОЛОВ, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН