|
|
N°225, 07 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Грузовики Volvo -- это уже российский продукт»
Прошедший 2008 год стал для Volvo Group самым успешным за всю историю работы подразделения на российском рынке. Компания отметила 35-летие своей деятельности в России новым рекордом продаж. Но грянул мировой финансовый кризис, и на рынке многое изменилось. Впрочем, генеральный директор Volvo Group в России Ларс КОРНЕЛИУССОН не теряет оптимизма и ожидает, что в 2010 году ситуация в сфере коммерческого грузового транспорта изменится. О том, какие цели ставит Volvo Group в России, и о многом другом он рассказал в интервью «Времени новостей».
-- Вы уже более десяти лет работаете в России. Какие изменения, на ваш взгляд, произошли на автомобильном российском рынке за эти годы?
-- Изменилось очень многое. В первую очередь изменились наши клиенты. Они стали более современными и конкурентоспособными. Стали более эффективно работать. Это касается всех компаний, а не только международных автоперевозчиков. Они модернизировали не только автопарки, но и свои подходы к бизнесу.
-- Некоторые эксперты сегодня говорят, что мировой авторынок достиг своего дна. Согласны ли вы с ними?
-- В этом плане мы достаточно оптимистично смотрим на ситуацию и думаем, что хуже уже не будет. Куда уже хуже? (Смеется.) Сегодня на рынке мы видим большую активность со стороны клиентов.
-- Когда они стали более активными?
-- Пару месяцев назад. Несмотря на то что до сих пор довольно значительное число грузовых машин в парке клиентов находится в простое, постепенно их доля снижается. Автомобилей в работе, напротив, становится больше. Это значит, что бизнес медленно, но верно оживает.
-- Как изменилась стратегия компании в связи с финансовым кризисом?
-- Наша стратегия не изменилась. Она очень простая. Мы должны быть лучшим бизнес-партнером для наших клиентов, предлагая комплексное решение их задач. Покупая наши грузовики, клиенты приобретают не просто машину, а инструмент для ведения бизнеса. Поэтому наша задача быть самыми продвинутыми не только в самом продукте, но и во всех сопутствующих услугах. Это касается высокого уровня доступности оригинальных запчастей, сервисного обслуживания и качества услуг, понятного и оптимального лизингового предложения от дочерней компании ООО «Вольво Финанс Сервис Восток» и т.д. Для чего это делается? Все очень просто. Автомобиль должен быть в работе 24 часа в сутки, семь дней в неделю. А мы в свою очередь должны поддерживать наших клиентов во всех сферах их деятельности.
-- А в чем выражается поддержка?
-- Например, если что-то случается с машиной клиента в дороге, он может воспользоваться услугой Volvo Action Service -- это круглосуточная экстренная помощь от Volvo. Мы оперативно организуем эвакуацию, внеплановый ремонт и вернем машину в работу в кратчайшие сроки. Также у нас есть уникальная услуга -- сервисный контракт. С ним наши клиенты могут спрогнозировать свои расходы на ТО на срок до четырех лет. Низкий уровень простоев и предсказуемость издержек -- это ключевые факторы в бизнесе, связанном с коммерческим транспортом.
-- А какую роль вы отводите дилерам в продажах вашей техники? Ведь в сегодняшней нестабильной ситуации многие автоконцерны пересматривают свою работу с ними, от услуг некоторых компаний отказываются...
-- Во-первых, надо понимать, что наши 40 сервисных станций Volvo не продают машины, а предлагают только сервисные услуги и продажу запчастей. Продажи конечному потребителю происходят напрямую через ЗАО «Вольво Восток» (35 офисов продаж по стране), минуя такое звено, как дилеры.
Сегодняшнее непростое время еще раз подтвердило верность этой стратегии. Все наши сервисные станции в хорошей форме. А если бы они приобрели у нас технику накануне кризиса для продажи клиентам, а потом не смогли ее реализовать, то еще неизвестно, как бы все закончилось.
-- Ваши дилеры должны быть обязательно монобрендовыми?
-- Конечно. Мы много в них инвестируем, обучаем, и бесплатно делиться с конкурентами нашими идеями не хотим.
-- В прошлом году на российском рынке по импорту новых грузовиков на первое место вышел концерн МАN, на втором месте была компания Volvo, на третьем -- Scania. Изменится ли ситуация с запуском Volvo в январе этого года собственного завода в Калуге? Каков ваш прогноз по рынку грузовиков?
-- Во-первых, в прошлом году, как и в последние 11 лет, Volvo занимал первое место по импорту грузовиков. Разница в статистике: по импорту только новых машин мы заняли второе место, но если приплюсовать еще и импорт подержанных машин, то мы являемся бесспорными лидерами. А с запуском завода в Калуге планируем и дальше расти и занять еще большую долю рынка. Ведь современнее завода, чем тот, что построен в Калуге, в системе заводов Volvo Trucks нет. И уже сегодня мы производим там грузовую технику с гаммой двигателей от евро-3 до евро-5.
-- А как в такой ситуации можно расти, ведь вы, вероятно, производите машины в соответствии со спросом, под конкретного клиента?
-- В этом году на рынке возникла ситуация, которой еще никогда не было. В начале года огромное количество непроданных машин появилось на складах практически у всех производителей. Поэтому сейчас в Калуге мы делаем машины исключительно под заказ, когда понимаем, что таких же машин в нужном количестве нет у нас на складе.
Что касается роста производства на калужском заводе Volvo, то с ликвидацией складских остатков он естественным образом пойдет вверх.
-- А насколько вообще реально увеличить заявленные мощности завода в 15 тыс. машин?
-- Реально, но сейчас это не требуется. Когда рынку будет это необходимо при дополнительных инвестициях (инвестиции в завод составили свыше 100 млн евро. -- Ред.), мы сможем увеличить и мощности.
-- Как сейчас решается кадровый вопрос на калужском заводе?
-- В условиях низкого спроса на рынке мы, естественно, не можем выполнить планы по найму персонала и сразу привлечь к работе 1000 сотрудников, это было бы нелогично. Мы предпочли вести себя как ответственный работодатель, и поэтому в период кризиса увольнений не было. Сейчас на заводе трудится около полутора сотен человек.
При этом в нынешних реалиях есть и положительный момент -- работники имеют возможность обучиться всему технологическому процессу в спокойном режиме. Уверен, они бы справились, даже если бы пришлось производить в разы больше нынешних объемов, но в таком случае была бы больше нагрузка и ответственность.
-- В мае Volvo получил статус отечественного производителя. Есть ли уже какие-то планы по участию в тендерах по госзакупкам техники?
-- Совершенно верно. Согласно приказу Минпромторга РФ калужская продукция Volvo признана отечественной. Так что грузовики Volvo -- это уже российский продукт. Что в том числе дает нам право на участие в гостендерах. Пока мы только изучаем для себя эту возможность, но перспективы видим оптимистичными и рассчитываем на поставки нашей техники для нужд субъектов РФ.
-- В кризис особенно обострилась проблема доступности к кредитным ресурсам. Как вы помогаете вашим клиентам решать эту задачу?
-- Это действительно очень большая проблема. Конечно, сейчас процентная ставка снижается, но в начале года она доходила до 35--40% годовых. Понятно, что в такой ситуации достаточно сложно купить новый грузовик или думать об обновлении автопарка. У нас есть своя лизинговая компания «Вольво Финанс Сервис Восток» («ВФС Восток»), которая предоставляет финансовые ресурсы нашим российским клиентам. Только за последние пять лет мы выдали кредитов на сумму более 1 млрд евро.
Помимо этого мы приветствуем конкуренцию в отношении ВФС со стороны банков. Наша задача -- доступность лизингового продукта для клиента. Кто ее сможет обеспечить, тот и будет выбран.
-- А вообще спрос на какие машины в кризис падал быстрее -- на новые или на подержанные?
-- Падение рынка как новых, так и подержанных грузовиков было практически одинаковое -- порядка 80% по сравнению с прошлым годом. И сегодня достаточно сложно прогнозировать, что будет дальше. Поэтому мы стремимся иметь очень гибкую производственную систему, способную оперативно реагировать на изменившуюся ситуацию на рынке. Именно такой производитель и будет выигрывать.
-- Какие отрасли экономики вы могли бы выделить с точки зрения устойчивого, стабильного спроса на вашу технику? Есть ли какие-то проекты сегодня, в которых вы участвуете?
-- Неплохо обстоят дела в секторе сельского хозяйства, и мы намерены расширять свое участие в поставках сюда техники Volvo. Как перспективные можно выделить нефтегазовую отрасль, а также сегмент дистрибуции.
Еще один проект, в котором мы участвуем, -- это Олимпиада в Сочи. Для строительства многих объектов там используется техника Volvo, и надеемся, что закупки наших машин будут только расти.
-- Какие цели вы себе ставите на ближайшую перспективу?
-- Мы намерены и дальше увеличивать свою долю на российском рынке. Уже сейчас мы занимаем порядка 25% рынка продаж среди иностранных брендов. Ведь Volvo единственная западная компания -- производитель коммерческой техники в России, которая имеет здесь свой завод. В нынешней ситуации это огромное преимущество.
Кроме того, мы продолжим развивать свою сервисную сеть. В ближайшие годы к уже имеющимся 40 фирменным СТО мы планируем добавить еще порядка 30. Будем выводить на рынок новые услуги и поддерживать стабильно высокий уровень уже существующих. Комплексное транспортное решение от Volvo должно оставаться лучшим на рынке.
-- Каких изменений на авторынке вы ждете в 2010 году?
-- Мы думаем, что худшее уже позади, и надеемся, что все заявленные государством инвестиции в инфраструктуру будут сделаны. Если это произойдет, то следующий год будет достаточно успешным не только для нас, но и для транспортного бизнеса в целом. Ведь груз есть, и его, несмотря на кризис, нужно транспортировать. Эффективнее всего -- на грузовых автомобилях Volvo.
В Volvo Group входят Volvo Trucks, Volvo Construction Equipment, Volvo Buses, Volvo Penta, Volvo Aero, Renault Trucks, Mack Trucks, Nissan Diesel, Volvo Financial Services и ряд других компаний.
В России ЗАО «Вольво Восток» учреждено в 1998 году и является подразделением шведского концерна Volvo Group. В состав «Вольво Восток» входят Volvo Trucks, Volvo Construction Equipment, Volvo Buses, Volvo Penta, Volvo Parts, Volvo IT и др. В 2003 году начало работу «ВТС-Зеленоград» -- завод по производству грузовых автомобилей Volvo. В этом же году создано ООО «Вольво Финанс Сервис Восток» -- лизинговая компания, предлагающая оптимальные и конкурентоспособные кредитно-финансовые решения. В январе 2009 года в Калуге был открыт завод Volvo производственной мощностью 15 тыс. грузовых автомобилей в год. Volvo Trucks первой из иностранных производителей коммерческой техники осуществила поставку грузовых автомобилей в СССР в 1973 году. На сегодняшний день парк грузовиков Volvo в России превысил отметку в 50 тыс. единиц.
Ларс Корнелиуссон родился в 1967 году в Швеции. В 1986 году окончил институт в городе Гетеборг. Начал карьеру в 1988 году менеджером по закупкам торговой сети Hagkaup в исландском Рейкьявике. В 1994 году получил степень MBA в области управления бизнесом и экономического менеджмента в университете Упсала. В Москву приехал в 1995 году в качестве консультанта-советника Hifab International AB по вопросам взаимодействия с Минтрансом и Минэкономики России. В 1999 году назначен на должность гендиректора ЗАО «Вольво Восток». Женат, имеет двоих детей.
|