|
|
N°109, 24 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа «по вертикали»
Как создать в России внутренний рынок газа
В поисках возможностей для повышения темпов экономического роста российские власти обратили внимание на газовую отрасль. Дело не только в том, что эксперты и инвесторы в России и за рубежом в один голос говорят о том, что отсутствие рынка газа тормозит экономическое развитие. Эта мысль уже и для российской элиты стала аксиомой. Концепция развития рынка газа, над которой уже долго работают специалисты Минэкономразвития и Минэнерго, получает все более конкретное оформление. Глава правительства Михаил Касьянов, выступая на днях в Совете Федерации, заявил, что создание внутреннего рынка газа в России должно стать приоритетом на ближайшую перспективу. Он отметил также, что необходимо создать стимулы, побуждающие производителей газа продавать его на внутрироссийском рынке. Над реализацией задачи, поставленной премьером, предстоит поработать не только чиновникам, но и самим газовикам.
Подтверждением того, что реформа газовой отрасли сдвинулась с мертвой точки, служит активизация различных заинтересованных сторон в процессе выработки «правил игры». Все газовики -- и независимые производители, и «Газпром» -- приветствовали создание в мае Парламентской ассоциации «Газовая вертикаль России». По сути эта лоббистская организация призвана обеспечить учет интересов всех участников рынка при разработке новой законодательной базы деятельности предприятий газовой отрасли. И хотя ассоциация получила название «вертикали», по структуре представительства она носит вполне «горизонтальный» характер, поскольку в одинаковой мере намерена прислушиваться к мнению и федеральной власти, и регионов, и «Газпрома», и независимых производителей, и инвесторов.
Уровень проблем, стоящих сегодня перед различными ветвями власти и самими газовиками, сгладил даже политические разногласия между законодателями. Об этом свидетельствует состав инициативной группы по созданию «Вертикали». В него вошли не только руководители ряда регионов, включая основные газодобывающие (губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов, губернатор Тюменской области Сергей Собянин, глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, глава администрации Архангельской области Анатолий Ефремов, председатель правительства Карелии Сергей Катанандов), и ряд членов Совета Федерации, но и депутаты Госдумы от «Единства» и ОВР, «Регионов России», «Народного депутата», «Союза правых сил», КПРФ, ЛДПР, «Яблока» и Агропромышленной группы.
Организаторы ассоциации уверены, что на газовом рынке существуют огромные резервы для конкуренции. При этом нарастающий дефицит газа для внутреннего потребления и экспортных поставок не позволяет далее откладывать создание цивилизованных условий для свободной конкуренции. А тенденции развития международного газового рынка по пути либерализации требуют постепенно переходить от государственного регулирования к рыночному формированию цен на газ, созданию условий для развития независимых производителей, свободной реализации газа и обеспечению недискриминационного доступа к магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Безусловно, цель реформы газовой отрасли в виде создания конкурентного рынка сформулированы давно. Но отсутствие согласованных подходов к механизмам реализации такой реформы и срокам ее проведения практически блокируют этот процесс. Зампредседателя думского комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Бородай, который возглавил «Газовую вертикаль», считает, что ассоциация должна стать «постоянно действующим рабочим круглым столом, который предоставит возможность ведения конструктивного диалога, эффективной идентификации проблем газовой отрасли, предложения практических решений и проецирования их на законотворческую плоскость». Он считает, что различия в подходах к реформированию больше не являются непреодолимым препятствием, поскольку существует единодушное стремление создать цивилизованный рынок газа, обеспечивающий бесперебойные поставки газа населению и усиление позиций России на рынке Европы.
Центральная тема предстоящих дискуссий -- роль и место на рынке независимых производителей газа. Принято считать, что главная цель таких компаний -- получить доступ к экспорту и зарабатывать «газодоллары». Но Виктор Бородай ставит эту проблему не столь упрощенно: «Сегодня «Газпром» полностью отвечает перед государством за обеспечение газом внутренних потребностей России. Такая нагрузка нуждается в адекватном финансировании. Пришло время разделить эту ответственность с теми, кто также стремится быть полноценным участником газового рынка». Иными словами, независимые производители выполняют и функцию освоения газовых ресурсов, с которой в традиционной (монопольной) системе «Газпром» справляется с большим трудом. Именно это является одной из основных причин необходимости газовой реформы, а корректировка внутренних цен на газ и либерализация доступа к магистральным газопроводам -- пути решения данной проблемы . В качестве позитивного примера Виктор Бородай приводит компанию «Нортгаз», которая в рекордные сроки освоила Северо-Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение, за счет применения современных технологий добилась самой высокой в отрасли производительности труда и при сбыте продукции внутри России планирует расширять производство.
Сегодня, при сохранении тенденции к сокращению добычи газа «Газпромом», доля независимых производителей в общем объеме добычи постоянно растет и уже превышает 10%. Эти компании, как правило, используют новые технологии, их отличает высокий уровень корпоративной культуры и финансовой прозрачности. Однако их вклад в развитие газовой отрасли все еще значительно ниже их реальных возможностей. Независимым компаниям принадлежат около 30% лицензий на газовые месторождения, которые они готовы разрабатывать. Но в существующих условиях работы на внутреннем рынке реализация многих проектов тормозится из-за их низкой рентабельности.
Было бы справедливым отметить, что трудности реформы обусловлены не только позицией властей и «Газпрома», но и объективными причинами. Одна из них -- та самая «естественная монополия». Транспортировать газ можно только по трубопроводам, принадлежащим «Газпрому». Строительство параллельных систем обошлось бы в астрономическую сумму. А кто владеет «трубой», тот и контролирует рынок. Вторая проблема -- нежелание правительства резко поднимать цены на газ, поскольку это может спровоцировать скачок инфляции в стране и поставит многих потребителей в промышленности и коммунально-бытовом секторе на грань выживания.
Такая ситуация ставит перед российскими властями непростые задачи по разработке новой ценовой, налоговой, экспортной, технической и инвестиционной политики. Пока что все проекты развития рынка газа сводятся к двум моделям: консервативной, которая предусматривает постепенное формирование конкурентных отношений в сфере торговли газом при сохранении высокой степени монополизации рынка, и либеральной, основой которой является структурное реформирование газового комплекса. Огромный масштаб российской газовой отрасли, которая обеспечивает 28% мировой добычи, определяет масштаб и сложность необходимых изменений. Было бы грубейшей ошибкой принимать плохо продуманные решения, чреватые непредсказуемыми последствиями. Пример реформы электроэнергетики, к которой благодаря деятельности Госсовета были привлечены широкие круги научной, производственной и бизнес-общественности, показал, что и при таком подходе не всегда удается найти оптимальные решения. Поэтому решение задач, которые ставит перед собой «Газовая вертикаль России», не только своевременная инициатива, но и необходимое условие для реформирования газовой отрасли.
АЛЕКСАНДР ДАВЫДОВ