|
|
N°224, 04 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Административный сигнал
Суд отменил итоги выборов мэра Дербента
Городской суд Дербента вчера отменил итоги выборов мэра, состоявшихся там 11 октября этого года. Голоса тогда в основном разделились между действующим мэром Феликсом Казиахмедовым и бывшим прокурором республики, а ныне главой Сулейманстальского района Дагестана Имамом Яралиевым. Г-н Казиахмедов счел, что выборы выиграл он, и быстро провел инаугурацию. Но оппозиция, возмущенная беспрецедентным, по ее мнению, уровнем нарушений в день голосования, прислушалась к совету Дмитрия Медведева и обратилась в суд. Но поскольку в реальную независимость суда верит, видимо, лишь глава государства, многие склонны видеть во вчерашнем решении очередной административный сигнал президенту республики Муху Алиеву.
Первый срок его полномочий истекает в феврале, но Дмитрий Медведев может еще до Нового года определить, кто станет следующим главой республики: список из пяти кандидатов (включая самого Муху Алиева) уже почти две недели лежит на столе главы государства. Именно выборы мэра в Дербенте стали стартом финального этапа гонки за должность главы Дагестана. В условиях назначения региональных руководителей эта гонка носит подковерный характер, битва идет не за симпатии избирателей, а за лоббистские ресурсы и благосклонность Кремля. Хотя имена участников стали известны лишь недавно, о том, что часть противников Муху Алиева поддержит Имама Яралиева, когда он будет «штурмовать» Дербент, было известно еще ранней весной. Администрация республики в свою очередь поддерживала г-на Казиахмедова.
То, что произошло 11 октября в Дербенте, было мало похоже на выборы. Около трети избирательных участков не открылись вообще, на другие избирателей пускали мелкими группами. К вечеру у входов скопились шумные толпы не успевших проголосовать. Были перестрелки, похищения и драки.
В Махачкале пытались объяснить это кратковременное превращение Дербента в горячую точку намеренной провокацией оппозиции. Как бы то ни было, признав победу оппозиции, Махачкала расписалась бы в собственном организационном бессилии. А настояв на победе действующего мэра, обрекла себя на скандал с чрезмерным, даже по меркам современной России, использованием силового и административного ресурса.
Тем не менее, казалось, что ситуация разрешилась благоприятно для Муху Алиева: прошла инаугурация г-на Казиахмедова, о судебных исках как-то забыли. Но в конце ноября Дмитрий Медведев заявил на съезде «Единой России»: "К сожалению, некоторые региональные отделения как "Единой России", так и других партий... подчас сводят политическую деятельность лишь к аппаратным интригам, к играм. Выборы, призванные быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ, в результате иногда превращаются в некие истории, когда демократические процедуры путаются с административными. Нужно от таких людей избавляться". Это высказывание, бесспорно, заметили в Дагестане. Тем более что оно совпало с обнародованием списка пяти вероятных кандидатов в президенты Дагестана от «Единой России», который, хотя в нем и есть сам Муху Алиев, сильно отличается от того, который понравился бы самому главе республики.
Неделю назад часть парламента Дагестана попыталась предложить Москве составить список заново после консультаций с депутатами. Консультации начались, но их итогом, кажется, стало заявление о лояльности. «Я как гражданин Российской Федерации и депутат Народного собрания Республики Дагестан считаю своим долгом сообщить вам, что, уважая вас как президента Российской Федерации и гаранта Конституции Российской Федерации, готов поддержать любую кандидатуру, предложенную для избрания на должность президента Республики Дагестан», -- такой текст, по данным местного политолога Зубайру Зубайруева, подписали 57 депутатов из 72. Сторонники президента, правда, сообщают, что о сборе подписей радели не столько эмиссары генсовета «Единой России», сколько некоторые из кандидатов в президенты, тогда как позиции самого Муху Алиева в парламенте пострадали несильно.
Но в итоге попытка парламентариев навязать Москве точку зрения республиканского руководства принесла, кажется, больше вреда этому самому руководству. А вчерашнее решение суда в Дербенте еще раз напомнило о слабости позиций действующего президента. «Очень возможно, что в республике почувствовали -- решение по кандидатуре президента хоть и не было озвучено, уже может быть принято. Поэтому перестали бояться и стали говорить, что думают», -- предположил вчера г-н Зубайруев.
Депутат Народного собрания от «Патриотов России» Эдуард Хидиров, который поддерживал иск дербентской оппозиции, не хотел бы связывать решение суда об отмене итогов выборов, с большой политикой. Он сказал «Времени новостей», что решение делает честь российскому правосудию.
В администрации Дагестана предпочли воздержаться от подробных комментариев до получения решения, но напомнили, что Дербентский суд уже принимал одно «абсурдное решение», когда выносил определение об обеспечительных мерах в отношении бюллетеней и протоколов выборов сразу после 11 октября. Его проигнорировала территориальная избирательная комиссия.
Все, кто считает свои права ущемленными вчерашним решением суда, могут в течение десяти дней обжаловать его в Верховном суде Дагестана. Как раз завтра исполнится 70 лет председателю суда Анвару Магомедову, который находится в должности с 1995 года и был последний раз переназначен в 2005-м, до достижения предельно допустимого для судьи возраста. Вопрос о выборе его преемника пока висит в воздухе -- судя по всему, решен он будет не раньше, чем станет ясно, появится ли в республике новый президент. То же относится и к возможным повторным выборам в Дербенте: если судебное решение останется в силе, они пройдут через три месяца, когда уже совершенно точно будет известно, кто правит Дагестаном.
Иван СУХОВ