Время новостей
     N°109, 24 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2002
Российская доля в балканском «коктейле»
Российские поставки нефти и природного газа -- а в недалекой перспективе, возможно, и электроэнергии -- в страны юго-восточной Европы и в будущем будут важной составляющей энергоснабжения этого региона. В этом убежден Бодо ХОМБАХ. До начала текущего года он был координатором европейского Пакта стабильности на Балканах, а теперь возглавляет крупное издательство Westdeutsche Allgemeine Zeitung Media Group в Эссене. С ним беседует берлинский корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ.

-- В прошлом году вы вместе с сербским премьером Джинджичем были в штаб-квартире немецкого газового концерна Ruhrgas. Какое значение имеет решение проблем энергетики для балканского региона?

-- Добиться стабильного экономического роста юго-восточной Европы можно лишь в том случае, если будут успешно решены проблемы энергии. В этом регионе есть довольно крупные запасы бурого угля и гидроэнергии, которые пока еще не используются. А нефти и газа на Балканах недостаточно, то есть они зависимы от внешних источников. Одним из главных достижений Пакта стабильности, с моей точки зрения, является то обстоятельство, что прежнее стремление каждой страны региона стать единственным энергоцентром сменилось пониманием важности кооперации. Сетевая кооперация позволяет широко обмениваться, например, электроэнергией, избегая дефицита. Какой смысл строить на европейские деньги объекты энергетики, которые конкурировали бы друг с другом?

-- То есть вы хотите избежать новой балканской междоусобицы -- энергетической?

-- Совершенно верно. Изначально среди экономических приоритетов каждая из балканских стран выделила необходимость сооружения у себя крупной электростанции, дабы стать центром энергоснабжения всего региона. И, понятно, запросила на эти цели средства у ЕС. И я считаю, что ЕС правильно сделал, когда в ответ принял решение, что сначала необходимо построить на Балканах трансграничные сети снабжения энергией, а затем посмотреть, насколько возможен «коктейль» из местных ресурсов и импорта. Ведь собственное производство энергии также необходимо для стабильного роста экономики. Например, в Косово возможна добыча бурого угля открытым способом. Это одна из немногих возможностей, чтобы мобилизовать хотя бы какое-то собственное производство в этой области. Это можно комбинировать с энергией извне.

-- Россия традиционно поставляет природный газ и нефть на Балканы. Интерес к рынку юго-восточной Европы проявляет и РАО «ЕЭС России». Не возникает ли здесь, мягко говоря, противоречия с западными поставщиками энергии?

-- Нет, никаких противоречий я не вижу. Более того, поставки российских энергоносителей успешно пережили все главные потрясения на Балканах. Даже в Сербии в самые тяжелые периоды ее истории последних лет было обеспечено надежное снабжение газом и нефтью из России. Даже тогда, когда Милошевич за них не платил. Так что Россия здесь надежный партнер. Известно, что и сегодня поставки российского газа в Сербию осуществляются на довольно выгодных для Белграда условиях. Эти цены существенно ниже, чем может позволить себе, скажем, немецкий Ruhrgas. Но здесь я не вижу никаких причин для жалоб на российских поставщиков.

-- Возможно, российский демпинг вызван политическими причинами?

-- Это вовсе не демпинг, просто русские могут позволить себе предлагать энергоносители по более низким ценам. Я не знаю, каким образом они скалькулированы. Но эти низкие цены оказывают несомненную помощь балканскому региону. И, повторяю, здесь нам не на что жаловаться. Скорее для русских это традиция добрососедства, которая должна быть продолжена.

-- А российское электричество на Балканах Запад готов принять?

-- Все, что несет развитие сетевого партнерства и взаимозависимости в юго-восточной Европе, мы должны и будем приветствовать. И чем более диверсифицировано это партнерство, тем лучше всем. Прежде каждая балканская страна имела своего «старшего брата» на Западе или Востоке и стремилась играть вместе с ним против своих же ближайших соседей. Поэтому крайне полезно налаживать здесь трансграничное сотрудничество, создавать многосторонние кооперационные сети. Если будет взаимная зависимость в области электроэнергии, воды, инфраструктуры, автомобильных и железных дорог, то такая зависимость должна неизбежно привести к взаимной общности. С французами в первые послевоенные годы мы начали диалог об угле и стали. То же самое необходимо теперь и Балканам -- проекты, которые выходят за границы лишь одного государства.

-- Россия останется монопольным поставщиком энергоносителей на Балканы?

-- Энергия в страны Восточной Европы будет поступать из различных направлений. С технической точки зрения сегодня это не так легко. Но в долгосрочной перспективе источники будут разными. Ведь чем глубже диверсифицирована по своим источникам первичная энергия, тем выше степень независимости от одного из поставщиков. На Балканах в перспективе может смешиваться великолепный «коктейль», основу которого составлял бы российский природный газ. Но при этом я бы не имел ничего против поставок сжиженного газа из стран Персидского залива, который бы поступал, скажем, в Констанцу. Добавить к этому можно было бы подключение Балкан через Австрию к электросистеме Запада. Но скажите, что было бы дурного, если бы Болгария получала по старым связям выгодную электроэнергию через Молдавию из России? Чем больше переплетаются многосторонние связи, тем более они здоровые и жизнеспособные. В этом генеральная линия Запада: односторонняя кооперация не может быть стабильной. Поэтому правильным является такой подход, когда границы балканских государств открываются по всем направлениям. И в этой ситуации российским поставкам природного газа в стабильных объемах и по выгодным ценам будет отдаваться приоритет.

Беседовал Юрий ШПАКОВ