|
|
N°109, 24 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Без российского газа было бы холодно»
Никогда еще экономические связи между Германией и Россией не имели таких хороших шансов для быстрого развития, как сейчас. И 2002 год дал нам новые основания для уверенности в этом. Реформы в экономике, финансах и внешней торговле, начатые президентом Путиным, создают прекрасные условия для тесного сотрудничества: 2001 год мы завершили с рекордным объемом взаимной торговли. При этом немецкий экспорт в Россию вырос на 54%, приблизительно до 10 млрд евро. Германия -- важнейший партнер России, на долю которого приходится около 10% всей внешней торговли.
В результате германо-российских правительственных консультаций, которые завершились несколько недель назад в Веймаре, удалось разрешить две важные проблемы, отягощавшие наши отношения. Я имею в виду проблему переводного рубля и проблему страхования рыболовецких траулеров на Камчатке по линии общества Hermes. Благодаря этому Германия смогла принять ряд важных решений. С одной стороны, в рамках международных процедур по установлению рейтинга стран мы смогли дать свое согласие на установление для России его более высокого уровня. Россия находится сейчас в категории 5. С практической точки зрения это означает, что процентные ставки страхования по линии Hermes стали на 20% дешевле. С другой стороны, урегулирование ущерба по вышеупомянутому страховому случаю позволило федеральному канцлеру Шредеру заменить прежний уже в значительной степени использованный объем общей страховой суммы на вдвое больший -- 1 млрд евро.
Также и в отношении германо-российского сотрудничества в области энергетики есть повод для оптимизма. Мы нужны друг другу. Бедная природным сырьем Германия зависит от его импорта. Это в целом относится более чем к 60% нашей потребности в энергии, что же касается нефти и природного газа, то речь идет даже о 98% и 80% соответственно. Без российской нефти кое-где в Германии замер бы транспорт, без российского газа было бы холодно в квартирах. Почти треть наших импортных потребностей в нефти и почти половина в газе покрывается за счет поставок из России. Уже в течение трех десятилетий эти надежные поставки составляют прочный фундамент нашего партнерства. Со своей стороны Россия покрывает 40% своего государственного бюджета за счет экспорта энергоносителей.
Но Германия и Россия могут быть друг для друга существенно большим, чем клиент и поставщик. Согласно российским оценкам, для поднятия экономики стране требуется ежегодно до 20 млрд долларов. И немецкие предприятия готовы инвестировать в Россию, причем в самых разных городах и регионах.
Например, необходимо модернизировать российскую угольную промышленность. Новые экологически более благоприятные технологии в горной индустрии уже ждут использования в России. Даже если мы можем полагаться на российские нефть и газ, инфраструктура нуждается в модернизации и развитии. Немецкие предприятия не только готовы включиться в эти процессы. Они хотели бы принять участие в разведке и добыче нефти, природного газа и угля. Или, например, в производстве и распределении электроэнергии в России. Акционерное участие немецкой газовой компании Ruhrgas в размере 5% акций ОАО «Газпром» является в этом смысле ободряющим сигналом.
То же самое касается электроэнергии, этой важнейшей инфраструктуры для всех нас. Здесь мы можем еще в существенно большей мере интенсифицировать обмен информацией и опытом. Мы охотно предлагаем нашу передачу ноу-хау как на уровне отдельных предприятий, так и в деле создания базисных рыночных условий. Без высокомерия и с большим пониманием с немецкой стороны тех проблем, с которыми предстоит справиться, -- идет ли речь о классических государственных или государственно-гарантированных монополиях, в которые необходимо вдохнуть свежий поток рыночного воздуха.
Значительный совместный интерес объединяет нас и в деле энергосбережения и эффективного использования энергии. Решение этих проблем может внести значительный вклад в сбережение российских энергетических ресурсов и модернизацию всей российской промышленности. В выигрыше на немецкой, но также и на всей западноевропейской стороне оказалась бы надежность энергоснабжения. Если мы еще в большей степени сложим наш потенциал в области энергии, то в результате могут быть одни лишь победители.
В этой связи чрезвычайно позитивным сигналом стало подписанное недавно президентами Путиным и Кучмой, а также федеральным канцлером Шредером заявление о модернизации газотранспортной системы на Украине. Стратегический консорциум инвесторов должен состоять в равных долях из украинских, российских и европейских газовых компаний. Цель -- улучшение условия для транзита российского природного газа в Европейский Союз.
Ввиду того что через украинский трубопровод проходит около 80% объемов российского природного газа в Западную Европу, надежному транзиту принадлежит стратегическая роль в деле бесперебойного снабжения Германии и всей Европы. Немецкие предприятия уже проявили интерес к участию в консорциуме. Я горячо приветствую создание рабочей группы высокого уровня, которая превратит протокол о намерениях в настоящее совместное предприятие. Германо-российское партнерство в области энергии благодаря этому проекту по повышению надежности поставок природного газа находится на пороге нового подъема.
АКСЕЛЬ ГЕРЛАХ, госсекретарь министерства экономики Германии, -- специально для «Энергии Европы»