|
|
N°109, 24 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киото--Калязин: экологический маршрут
«Совместное осуществление» «Газпрома» и Ruhrgas
Вопросы охраны окружающей среды с каждым годом все больше выходят на передний план при разработке глобальной экономической стратегии. Никто не спорит с тем, что необходимы меры для предотвращения парникового эффекта, грозящего необратимыми климатическими изменениями в масштабах всей планеты. Правда, когда дело доходит до конкретных предложений, между экологами и промышленниками нередко возникают серьезные противоречия.
Большинство исследователей климата исходит сегодня из того, что существует взаимосвязь между эмиссиями промышленных «парниковых газов» (а двуокись углерода среди них наиболее значительный) и потеплением климата. Межправительственная организация Intergovernmental Panel of Climate Change (IPCC), занимающаяся прогнозами в этой области, отмечает, что к концу столетия средняя температура на Земле может при неблагоприятном развитии событий подняться почти на 6 градусов. В большинстве индустриально развитых стран (исключение составляют США) выработался консенсус относительно необходимости сокращать вредные выбросы. В соответствии с Киотским протоколом (он должен вступить в силу в сентябре 2002 года на Всемирном форуме по устойчивому развитию в южноафриканском Йоханнесбурге) эмиссия двуокиси углерода в мире в течение 2008--2012 годов должна быть в среднем снижена на 5,2% по сравнению с 1990 годом. В ЕС снижение эмиссии должно составить 21%.
На период после 2012 года обязывающих целей по охране климата пока нет. Тем не менее в Германии давно обсуждается возможность принятия собственной национальной программы снижения выбросов на 40% до 2020 года. По поручению федерального министра экономики Германии исследовательский центр Prognos в Базеле подготовил совместно с рядом специализированных институтов энергополитическую и общеэкономическую оценку сценария подобного снижения эмиссии. По расчетам, усиление охраны климата потребует до 2020 года дополнительных расходов в сумме приблизительно 250 млрд евро. Чтобы сохранить эту финансовую нагрузку на низком уровне, рекомендуется по возможности соблюдать нормальные циклы ремонта и замены оборудования. Долгосрочные инвестиции оказываются намного более дорогими.
Снизить затраты позволяют предусмотренные Киотским протоколом гибкие механизмы, такие, как «продажа эмиссии» или «совместное осуществление» (Joint Implementation). Их суть заключается в партнерских шагах по сокращению парниковых газов в тех точках и регионах Земли, где это представляется наиболее действенным и экономически целесообразным. Например, в Восточной Европе, где существенного уменьшения вредных выбросов можно добиться путем модернизации местных энергосистем, как правило, значительно менее эффективных, чем на Западе. Это выгодно и самим странам, и развитым государствам, поскольку подобные мероприятия обходятся дешевле, чем аналогичные меры у себя в стране.
Один из таких международных проектов -- совместные работы ОАО «Газпром» и Ruhrgas по оптимизации режимов магистрального транспорта газа в России. Первым шагом стали усилия по сведению к минимуму вредных выбросов в газотранспортной сети российского предприятия «Волготрансгаз» общей протяженностью около 7500 км с 52 компрессорными станциями, по которой ежегодно проходит 250 млрд кубометров природного газа. Использование компьютерной программы оптимизации Simone позволяет сократить ежегодный расход энергии на привод агрегатов примерно на 1,5 млрд киловатт-часов и снизить объем выбросов двуокиси углерода на 447 тысяч тонн в год. Это более чем на 90% превышает первоначальные оценки.
Международные эксперты отмечают, что российско-германское сотрудничество в этой области вносит важный вклад в формирование энергетической и экологической политики Европы. Договоренность о расширении проекта на другие газотранспортные предприятия позволяет ожидать уменьшения парниковых выбросов в объеме около 4,5 млн тонн в год.
Многие малые города России пока не подключены к системе газоснабжения. В результате для отопления и выработки электроэнергии используются, как правило, виды топлива, уступающие по экологическим параметрам природному газу. Изменить ситуацию поможет совместный пилотный проект «Газпрома» и Ruhrgas в городе Калязине Тверской области. Ежегодные поставки сюда 30 млн кубометров экологически чистого природного газа вместо сжигания угля и мазута позволят сократить объем выбросов двуокиси углерода примерно на 30 тысяч тонн в год. Особое внимание уделяется существующей теплофикационной сети и ТЭЦ, на которой планируется вырабатывать тепло- и электроэнергию с помощью современной когенерационной установки. Калязин станет демонстрационной зоной современного городского энергохозяйства. Полученный здесь опыт можно будет распространить и на другие российские города и регионы.
Виктор ШУМОВ