|
|
N°240, 28 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холостой товарооборот
PricewaterhouseCoopers прогнозирует нулевой рост российской торговли по итогам года
Сектор торговли товарами и услугами в России серьезно пострадал из-за кредитного кризиса и общего снижения готовности граждан к потреблению. Как результат международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозирует в рублевом эквиваленте сохранение объема розничного товарооборота в 2009 году на уровне прошлого года, а в пересчете на доллары его снижение на 20%. Это может показаться парадоксальным, но как раз кризис создает зримые преимущества для развития в России крупного сетевого ритейла.
Наибольшие потери из-за снижения потребительской активности несет торговля товарами класса люкс. В качестве основных статей сокращения расходов россияне рассматривают отдых и досуг. Результаты проведенного по заказу PwC опроса 2 тыс. человек в 11 городах-миллионниках показывают, что дальнейшее снижение затрат на путешествия планируют 38% респондентов; 33% намерены меньше тратить на развлечения вне дома -- походы в кино, театр, концерты и рестораны. Около четверти склонны экономить в первую очередь на приобретении товаров длительного пользования. Более половины потребителей намерены сохранить на прежнем уровне затраты на приобретение продуктов питания (65%), косметики и парфюмерии (59%), а также книг, периодических изданий и дисков (57%).
Но есть сектора, имеющие все шансы для динамичного развития. 42% респондентов намерены в ближайшие 12 месяцев увеличить расходы на благоустройство дома, 39% -- на покупку одежды и обуви, 26% -- продуктов питания.
Наблюдаемый переток потребителей от магазинов, торгующих дорогостоящими товарами, к среднему сектору и к дискаунтерам, партнер PwC Дэйл Кларк объясняет тем, что «потребители сейчас ожидают повышения качества товаров и услуг при снижении их цены». В наибольшей степени удовлетворить эти ожидания способны современные типы розничной торговли, в частности сетевой ритейл. Поэтому неудивительно, что процесс консолидации мелких сетей и отдельных магазинов под крылом крупных брендов хотя и замедлился по сравнению с докризисными временами, но довольно интенсивно продолжается. Крупные сети за счет создания собственных логистических сетей и центров способны обеспечить снижение торговой наценки, предоставить потребителю в разных регионах примерно один и тот же набор товаров без риска накопления излишних запасов.
Если оценить привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов, здесь заметно растет конкуренция со стороны таких стран, как Китай, Индия, Бразилия. Для обеспечения конкурентоспособности по сравнению с потребительскими рынками этих стран иностранцы ожидают прибыль от вложенного в российский ритейл капитала на уровне 25--30%, при том, что работать в Китае или Индии они готовы и при 20% прибыли, так как там розничные рынки продолжают стабильно развиваться, несмотря на мировой кризис.
Тем не менее, по словам г-на Кларка, «российский ритейл сохраняет привлекательность для иностранных инвесторов, которые рассматривают его как перспективный рынок для создания производственных мощностей, в том числе в кооперации с местными компаниями». Эксперт уверен, что «крупные торговые сети найдут возможность усиленно работать и в новых законодательных и юридических условиях», которые могут возникнуть в случае принятия обсуждаемого сейчас в Госдуме нового закона «О торговле».
По мнению экспертов, в России иностранцев встречает «сложная налоговая среда». По словам партнера PwC Алины Лаврентьевой, эффективная ставка налога на прибыль у нас в ритейле обычно составляет 30--40%, но в отдельных случаях может доходить и до 80%. «Ставки настолько высоки, что результаты работы российских подразделений отражаются на общих финансовых показателях международных материнских компаний», -- удивляется г-жа Лаврентьева. Объясняется это целым комплексом причин. И прежде всего очень жестким подходом фискальных органов к вычетам из налогооблагаемой базы. Трудно добиться официального отражения в налоговой отчетности потерь в связи с утратой товарных качеств, истечением срока годности, боя, лома, мелких краж, составляющих примерно 1--2% оборота.
Российской спецификой является возложение на компанию, занимающуюся строительством новых торговых площадей, масштабных затрат, связанных с созданием транспортной и муниципальной инфраструктуры. «Мы видели в рамках инвестиционного проекта по строительству торгового центра даже такой элемент, как благоустройство городского кладбища, -- рассказала г-жа Лаврентьева. -- Не мы являемся потребителями этой инфраструктуры, которая передается городским властям. Что с этими расходами делать -- вычитать, капитализировать, как быть с НДС?»
Очень много налоговых споров в России связано с мерчендайзингом (системой продвижения товаров). «Фискальные органы придерживаются точки зрения, что это нужно торговой точке, поэтому соответствующие расходы поставщиков они считают необоснованными, и компании лишаются вычетов», -- поясняет партнер PwC. В последнее время особенно актуальной для непродовольственного ритейла стала тема включения франчайзинговых платежей (за право торговли под иностранной маркой) в таможенную стоимость ввозимых товаров. «Споры идут, но судебная практика пока отрицательная для торговли», -- призналась Алина Лаврентьева.
«В результате при том, что официальные налоговые ставки в России разумны и вполне приемлемы, подходы налоговых органов делают фискальную нагрузку почти неподъемной», -- делает вывод партнер PwC.
Одним из наиболее динамично развивающихся рынков является интернет-торговля. В рамках проведенного по заказу PwC исследования выяснилось, что в России 80% из 45 млн пользователей Интернета уже совершали покупки с помощью Всемирной сети, а среди респондентов с доходом свыше 25 тыс. руб. в месяц доля совершающих онлайн-покупки составляет 90%. Среди преимуществ интернет-шопинга большинство опрошенных называют экономию времени (74%), удобство доставки товаров на дом (65%), возможность избежать очередей (61%), круглосуточное обслуживание (58%). А для потребителей за пределами Москвы главным аргументом в пользу обращения к интернет-магазинам является возможность приобрести товары, которые не представлены в их регионе.
Основной проблемой, мешающей развитию интернет-торговли в России, является неуверенность 58% пользовавшихся услугами сетевых магазинов и 72% не пользовавшихся ими в том, что им доставят качественный товар.
Опрос показал, что обращают внимание на рекламу в Интернете при выборе в Сети товаров или услуг лишь 18% респондентов. При этом относительное большинство (42%) наиболее лояльно относятся к контекстной рекламе, а молодежь от 18 до 25 лет, как оказалось, -- к спаму в электронном почтовом ящике.
Андрей СУСАРОВ