|
|
N°223, 03 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пасмурные дни с кровавым подбоем
Месяц прошел под знаком острого противоборства между двумя главными телеканалами страны. Сначала «Исаев» против «Адмирала». Тогда будущий Штирлиц проиграл по очкам белогвардейцу Колчаку. В ответ «Россия» зарядила испытанный в боях сериал «Ликвидация» с одесситом Давидом Гоцманом. «Первый» ответил «Журовым», который, впрочем, не оправдал рейтинговых надежд канала. Провинциальный мент был тут же отставлен, а на его место в прайме был мобилизован и призван сериал «Офицеры» с его новыми приключениями и подвигами за пределами нашего отечества. Но у «России» и на это нашелся ответ -- «Вольф Мессинг, видевший сквозь время». Экстрасенс одолел силовиков-спецназовцев -- Ставра и Шуракена. «Первый» все еще сопротивляется: во след «Офицерам» двинулся сериал «Непобедимый» -- тоже крутой экшн, но, думаю, не соперник «Мессингу». Это что касается рейтингового соревнования. Что касается художественной стороны проектов, то оба -- хуже.
Были и другие противостояния: лоб в лоб столкнулись юбилей Александры Пахмутовой с концертом во славу Иосифа Кобзона, а также премьерные показы «Возвращения мушкетеров» (на «Первом») и «Тараса Бульбы» (на «России»). Тоже не подарки, если иметь в виду художественные достоинства обоих творений. Но и рейтинговая составляющая не впечатлила. Тут, видимо, была другая цель -- воспитательная. Саблисты из Запорожской сечи и королевские шпажисты из Парижа давали нашему юношеству уроки патриотизма. Сомневаюсь, что их кто-либо взял.
Под занавес месяца ТВ выпало испытание трагедией «Невского экспресса». Информационщики более или менее удовлетворительно справились со своей задачей. Но растерялись начальники каналов. Они пытались переверстать уикендовскую сетку, но сделали это непоследовательно. «Первый» убрал из эфира «Прожекторперисхилтон», но оставил прочие свои развлекательные проекты -- «Минута славы», «Ледниковый период», «Достояние республики».
В субботу, когда весь день и весь вечер с места события приходили вести о погибших, раненых, когда в эфир вбрасывались подробности о катастрофе, свидетельства выживших, энтузиазм участников «Ледникового периода» воспринимался как дикая бестактность.
Тут-то и сказался развлекательный крен нашего ТВ. Отними у него потешные передачи, и ничего телевизионного в нем не останется. Почти.
Все-таки кое-что осталось.
Это документальные фильмы «Ангел и демоны» Владимира Чернышева и «Стена» Владимира Контратьева (оба -- НТВ), а также просветительский цикл Игоря Волгина «Жизнь и смерть Достоевского» («Культура»). Это, конечно, «Дежурный по стране» Михаил Жванецкий.
Самая обидная тенденция месяца: стремительно и неуклонно деградирует программа, которая еще недавно всех радовала, -- «Большая разница». А тут еще у нее появились совсем бедные родственники -- «Чета Пиночетов» (НТВ) и «Смешняги» (СТС). Разница, увы, становится все меньше и меньше.
Антиперсоной месяца назову Дмитрия Диброва, который со своими льстиво-пафосными текстами лез изо всех щелей и пор телеэфира в эти пасмурные с кровавым подбоем дни.
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»