Время новостей
     N°223, 03 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2009
Воткинск, гудбай
США теряют контроль над российским ядерным оружием
5 декабря завершается срок действия Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В субботу американские инспекторы покинут закрытый оборонный завод в городе Воткинске (Удмуртия). Они прекращают свою многолетнюю, начавшуюся еще в бытность СССР миссию по контролю за производством российских стратегических ракет. Воткинский машзавод -- головное предприятие российского оборонно-промышленного комплекса. Там собираются межконтинентальные баллистические ракеты нового поколения "Тополь-М", ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения РС-24 и стратегические ракеты морского базирования "Булава".

Работа над Договором СНВ-2 фактически стала крупнейшим совместным военно-дипломатическим проектом России и США с момента распада СССР. До сих пор двум государствам удавалось с переменным успехом договариваться по проблемам, формально выходящим за рамки исключительно двусторонних отношений (расширение НАТО на восток, участие в контртеррористической операции в Ираке и Афганистане, планы размещения третьего эшелона американской системы противоракетной обороны в Восточной Европе и т.п.). Поэтому от успеха переговорного процесса по СНВ-2 во многом зависит как весь контекст российско-американских отношений, так и формирование новой системы глобальной безопасности. Военно-политические разногласия двух крупнейших ядерных держав не могут не сказываться на политическом климате во всем мире.

Если говорить о частной проблеме нового механизма контроля за стратегическими наступательными вооружениями в России и США, он важен не столько сам по себе, сколько в качестве меры взаимного доверия. Поэтому даже сам переговорный процесс, несмотря на просроченный дедлайн по СНВ-2, позволяет России и США в режиме постоянного диалога снимать взаимные озабоченности.

Уход американских военных контролеров с одного из крупнейших российских оборонных заводов в Воткинске действительно эпохальное событие. Впервые американские инспекторы появились в Воткинске в июле 1988 года. Тогда по советско-американскому Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) вводился постоянный взаимный контроль на двух предприятиях -- Воткинском машиностроительном заводе и американском заводе "Геркулес" в Магне (штат Юта). Этот класс ракет в обеих странах был ликвидирован. До сих пор 20 инспекторов США, обладающих дипломатическим иммунитетом, продолжали миссию наблюдения в Воткинске по Договору СНВ-1.

Этот договор был подписан между Москвой и Вашингтоном в июле 1991 года (то есть еще в бытность СССР) в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 года. Согласно СНВ-1 стороны должны были сократить количество ядерных боевых блоков до 6 тыс. единиц, а их носителей -- до 1,6 тыс. с каждой стороны. В 2002 году в Москве был заключен дополнительный Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), названый в шутку «джентльменским соглашением», поскольку во многом развязывал сторонам руки. Договор о СНП ограничивал число оперативно развернутых ядерных боезарядов каждой из сторон до 1,7--2,2 тыс. единиц.

С 9 ноября этого года в Женеве идут активные российско-американские переговоры по содержанию и структуре нового соглашения по стратегическим наступательным вооружениям.

В российскую делегацию входит около 40 экспертов из МИДа, Министерства обороны, разведслужб, «Роскосмоса» и «Росатома». Американская делегация насчитывает более полусотни человек, в том числе экспертов НАСА, ЦРУ, сухопутных войск, ВМФ и ВВС. Из участников переговоров сформированы четыре рабочие группы, две из них собираются утром, две -- во второй половине дня. Делегации проводят встречи поочередно в российской и американской дипмиссиях.

В рамках переговоров по СНВ-2 впервые встречались начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров и председатель объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Муллен. Они признали, что в переговорном процессе есть ряд разногласий по характеру контроля и инспекций, по численным параметрам будущих сокращений наступательных вооружений. Американская сторона настаивает на необходимости сохранения миссии инспекторов, а также на ужесточении контроля за российскими подвижными грунтовыми ракетными комплексами "Тополь" и "Тополь-М".

Из-за разногласий пока обнародованы лишь примерные границы сокращений будущего договора: по количеству стратегических носителей -- до 500--1100 единиц, ядерных боезарядов -- до 1500--1675 единиц. Россия выступает за то, чтобы новый договор носил юридически обязывающий характер и был ратифицирован Госдумой и сенатом США. РФ также предлагает выработать иной, менее жесткий механизм контроля за соблюдением соглашения.

Переносить в новый договор старый механизм нецелесообразно, считают российские эксперты. В России такие меры, при которых американские инспекторы контролируют оборонное предприятие, производящее стратегические ракеты, обеспечивающие обороноспособность государства, расценивают как избыточные -- по мнению российской стороны, есть множество других способов убедиться в честности и открытости партнера.

Хотя президенты России и США полагают с большой долей вероятности, что новый договор все же будет подписан уже в конце этого года, специалисты говорят: даже в этом случае Россия и США не смогут ратифицировать документ раньше мая 2010 года. Отсутствие правовой основы не позволяет американским инспекторам далее оставаться в Удмуртии.

Многие годы два десятка американских инспекторов, сменяясь, вели круглосуточный контроль за работой российского секретного ракетного завода. При этом аналогичной российской миссии в США не было. Во-первых, из-за финансовых трудностей в 90-е годы Россия в одностороннем порядке отказалась от инспекции аналогичного американского завода. Во-вторых, американцы уже несколько лет не производят межконтинентальных баллистических ракет, сделав ставку на крылатые ракеты, -- так что российским экспертам просто нечего контролировать.

США же наладили сложную, многослойную процедуру проверки. В ее основе не имеющий аналогов объект непрерывного наблюдения. О приближении транспорта сигнализирует специальный датчик. Если вагон не вызывает подозрений, то есть его размер меньше длины ракеты, наблюдатели поднимают шлагбаум и включают зеленый сигнал светофора. На выходе с завода продукция отражается на мониторах американских наблюдателей. Технические устройства определяют габариты груза, записывают и сохраняют изображение. Затем информация поступает в центр сбора данных. Там круглосуточно дежурит иностранный персонал. Вместительные железнодорожные вагоны, в которых предположительно может разместиться ракета, тщательно проверяются. За 20 лет вышло несколько тысяч таких вагонов.

При контрольных манипуляциях американцев присутствует специалист предприятия из группы сопровождения. Не меньше двух раз в сутки в любое время американские инспекторы в сопровождении сотрудников предприятия обходят территорию завода по периметру, совершая променад в 4,5 км. За все годы наблюдения инспекторы прошли вокруг завода расстояние, в полтора раза превышающее длину экватора. Главная цель «стратегических прогулок» -- проверить, не появились ли новые ворота, не было ли попытки несанкционированного вывоза груза. Но за все годы функционирования в Воткинске американской инспекции не было зафиксировано ни одного случая нарушения Россией условий международных соглашений.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Россия и США