|
|
N°227, 09 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Обращение в Совбез ООН -- единственный выход»
В Москве сегодня состоятся переговоры между министрами иностранных дел России и Палестинской национальной администрации. До своего отъезда в пятницу 54-летний министр Рияд МАЛИКИ встретится и с другими официальными лицами, включая депутатов и президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова. Из Москвы палестинская делегация отправится на Кубу, а затем в Испанию и Францию. Палестинцы явно готовятся к новому витку дипломатической борьбы за свое будущее государство, созданию которого противятся израильтяне. Вчера вечером с палестинским министром побеседовала обозреватель «Времени новостей» Елена СУПОНИНА.
-- Какова главная тема ваших переговоров в Москве с министром иностранных дел?
-- С моим коллегой и другом Сергеем Лавровым мы обсудим ситуацию с урегулированием на Ближнем Востоке. Упорное нежелание Израиля окончательно прекратить строительство еврейских поселений на оккупированных территориях подорвало усилия международных посредников, пытавшихся возродить мирный процесс. Роль России сейчас очень важна. Она не только постоянный член Совета Безопасности ООН, но и участник международного квартета посредников в ближневосточном урегулировании (Россия, ООН, США, Евросоюз. -- Ред.). Россия упомянута во всех последних важных международных документах на эту тему, включая резолюцию Совбеза ООН 1860. В ее последнем пункте говорится о необходимости проведения в Москве мирной конференции по Ближнему Востоку. Эта резолюция была принята после агрессии израильтян против нашего сектора Газа в январе 2009 года.
Мы расскажем российскому руководству о том, что делает наше правительство для строительства инфраструктуры и институтов государства Палестина. Обсудим также нашу идею обратиться в Совет Безопасности ООН с тем, чтобы он принял резолюцию, определившую границы этого государства. Развитие наших связей с Россией -- еще одна тема для беседы.
-- Но к чему еще одна резолюция? Ведь уже были резолюции Совбеза ООН, требующие от израильтян уйти с оккупированных земель, на которых должна быть создана Палестина. Так было, например, после арабо-израильской войны 1967 года...
-- Мы хотим заложить основу для определения границ будущего государства. Хотим, чтобы была новая резолюция, в которой, возможно, повторялись бы и положения прежних документов.
-- Какая-то заезженная пластинка получается. Все время повторяется одно и то же, но безрезультатно?
-- Нет, совсем не так. Сейчас не видно выхода из сложившейся ситуации. Единственный выход -- обращение в Совет Безопасности ООН. Израиль упорствует, не выполняет решения международного сообщества. Новая резолюция определит будущие границы нашего государства. А на этом основании мы сможем вести переговоры о деталях. Это будет качественный рывок вперед. Только так мы сможем выйти из тупика. Иначе как вести переговоры, если израильтяне не хотят прекращать поселенческую деятельность на территориях, предназначенных для Палестины?
Президент США Барак Обама еще в сентябре в своей речи перед Генеральной Ассамблеей ООН заявил о том, что на Ближнем Востоке должны мирно сосуществовать два государства -- Израиль и Палестина. Он говорил о том, что надо покончить с последствиями оккупации 1967 года. Мы хотим, чтобы это было зафиксировано в будущей резолюции. Это совсем не заезженная пластинка, это выход! Не забывайте, что решение многих международных проблем -- Ирака, Афганистана -- должно начаться с Палестины. И на этот раз мы вместе с международным сообществом продумаем механизмы выполнения резолюции Совбеза.
-- Вчера вечером министры иностранных дел Евросоюза выступили с заявлением, в котором призвали придать городу Иерусалим статус столицы двух государств -- Израиля и Палестины. Решение этой проблемы должно быть найдено на переговорах. Как вы оцениваете это заявление?
-- Мы считаем, что это хорошее решение. Быть может, не совсем такое, какое хотелось бы палестинцам. Мы бы нашли другие, более подходящие формулировки. Но мы знаем, что 27 странам -- членам Евросоюза нелегко было прийти к согласию. Израиль пытался повлиять на это решение, были изменения в проекте, подготовленном председательствующей в Евросоюзе Швецией. Тем не менее европейцы выступили с хорошими рекомендациями. На их основе мы сможем предпринять дальнейшие усилия. Сейчас мы попросим европейцев помочь нам претворить эти рекомендации в жизнь. Они должны прозвучать и в будущей резолюции Совбеза ООН. А до этого арабские министры иностранных дел проведут на этот счет консультации в столицах Европы и государств -- членов Совета Безопасности.
-- Упомянутая вами конференция по Ближнему Востоку в Москве так и не состоялась в этом году, как планировалось. Разве это не говорит о слабости роли России?
-- Это слабость не России, а международного сообщества. Оно не смогло выполнить свои же решения по ближневосточному урегулированию. Они были приняты еще на международной конференции в американском городе Аннаполис (в ноябре 2007 года. -- Ред.). Там присутствовали высокие представители 47 государств. Тогда было принято и решение о том, что конференция в Москве должна состояться еще в середине 2008 года. Она была призвана зафиксировать успех на переговорах по мирному урегулированию. Но никакого успеха не последовало, и тогда конференцию перенесли на 2009 год. Однако обстоятельства опять не позволили ее провести, несмотря на все усилия России, США и других государств. Тем не менее если израильско-палестинские переговоры все-таки возобновятся, то такая конференция сможет состояться. Но ответственность лежит не на России, а на других сторонах, от которых зависит ход мирного урегулирования.
-- Предыдущий раз мы с вами беседовали в 2008 году в Сенегале, на заседании Организация Исламская конференция. Вы тогда сказали мне о том, что израильтяне не разрешают поставить в Палестинскую автономию 50 бронемашин российского производства. Россия хотела помочь палестинским службам безопасности. На каком этапе решение этого вопроса?
-- Израильтяне действительно не дают разрешения на их поставку...
-- Вроде бы они возражают против пулеметов на этих машинах. В прошлый раз вы мне сказали, что палестинцы согласны получить эту технику и без пулеметов. Так в чем же дело?
-- Нам нужны эти бронемашины. С пулеметами или без! Проблема в том, что израильтяне не дают разрешения на поставки этих машин даже и без пулеметов. Они хотят доказать, что палестинские власти не контролируют ситуацию. В соседней Иордании, например, уже несколько лет находится предназначенная для нас партия в тысячу автоматов Калашникова. Израильтяне не позволяют нам ввезти это оружие, хотя в нем нуждаются наши службы безопасности, которые должны поддерживать порядок! То же самое касается сотни тысяч пуль и так далее. Ослабляя нас, израильтяне пытаются сохранить повод для продолжения оккупации.
|