|
|
N°223, 03 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сокращение с прибавлением
Минздравсоцразвития подвело итоги первого года реформы системы оплаты труда
Чиновники из Министерства здравоохранения и социального развития, курирующие стартовавшую 1 декабря 2008 года реформу системы оплаты труда для федеральных бюджетников, отрапортовали о первых успехах. За девять месяцев 2009 года средняя зарплата работника бюджетной сферы в России увеличилась на 18%, достигнув отметки в 25 311 руб. Об этом вчера сообщил замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов. Замминистра напомнил, что реформа, направленная на отказ от советской уравниловки в системе оплаты труда, изначально касалась исключительно федеральных бюджетных учреждений. Но к настоящему моменту программу, по словам чиновника, уже поддержали 75 регионов, распространив ее на своих бюджетников. Но если чиновники ходом реформы довольны, то, по мнению независимых профсоюзов, говорить об успехах еще рано, во всяком случае до того момента, пока премия перестанет быть существенной частью зарплаты российского бюджетника.
По мнению Александра Сафонова, главные недостатки старой системы оплаты труда, основанной на единой тарифной сетке (ЕТС), при которой «учреждениям выдавалась смета на несогласованное с министерствами штатное расписание», заключались в том, что она осуществляла лишь распределительные функции. «Такой подход не позволял руководителю реагировать на потребность в ресурсах, связанных с изменением штатного расписания, сокращением и оптимизацией численности управленческой структуры», -- утверждает г-н Сафонов. Эти недостатки, по его мнению, можно было исправить только в случае расширения полномочий руководящего звена учреждений и организаций. «Руководителю были даны полномочия самостоятельно устанавливать штатное расписание и определять структуру тех работников, которых он привлекает для выполнения уставных задач», -- пояснил чиновник, что было сделано за прошедший год.
В итоге, по словам Александра Сафонова, без каких-либо специальных указаний сверху в бюджетных учреждениях удалось достичь существенной оптимизации численности штатного состава. «Общая численности работников бюджетной сферы составляла 2 млн 302 тыс. человек. На сегодняшний день количество работников сократилось до 2 млн 49 тыс. человек», -- привел цифры чиновник. Однако оптимизация, как утверждает г-н Сафонов, затронула не жизненно важные вакансии, а «пустые единички в штатном расписании» или должности заместителей руководителей, количество которых за девять месяцев сократилось с 86 до 23 тысяч.
Что же касается зарплаты руководителей, то, по словам замминистра, теперь ее сумма и динамика роста будет напрямую зависеть от уровня доходов основного персонала организации. «Мы руководителя побуждали задумываться о том, сколько у него люди получают, чтобы не вышло ситуации, когда весь фонд заработной платы руководитель, наделенный широкими полномочиями, тратил на себя и своих заместителей», -- объяснял суть новаций замминистра. Во избежание подобных эксцессов было принято решение «исключить руководящий состав из фонда оплаты труда и включить в него только тех специалистов, которые оказывают услуги». «То есть в вузе ректору надо думать о том, сколько у него получает преподавательский состав», -- привел пример чиновник.
Говоря о структуре заработной платы и соотношении ее премиальной и основной части, замминистра отметил, что идеал, к которому будет двигаться его ведомство, -- «это 70% основной ставки на 30% премии». «Но чтобы повысить оклады, надо убрать излишние функции, необоснованные компенсационные выплаты», -- подчеркнул чиновник, еще раз напомнив, что идеал пока недостижим. Между тем Александр Сафонов дал понять, что бояться сокращения компенсационных выплат бюджетникам не стоит. «Компенсационная часть не может отсутствовать, потому что она определена трудовым законодательством. Инфляция не инфляция -- закон превыше всего, мы обязаны платить», -- отметил чиновник.
Однако до тех пор пока премиальная часть по-прежнему остается существенной в заработке российского бюджетника, говорить о кардинальном изменении ситуации нельзя, заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» генеральный инспектор труда профсоюза «Соцпроф» Сергей Храмов. «Очень большая доля фонда зарплаты находится в том числе и под контролем руководителя, а внебюджетные поступления -- под его абсолютным контролем, -- утверждает профсоюзный лидер. -- То есть деньги распределяются, например, главврачом или директором школы по собственному усмотрению и часто без малейшего согласования с коллективом». По мнению г-на Храмова, это «приводит к злоупотреблениям и напряженности в коллективах». «Кроме того, нам известны случаи откатов. При средней зарплате в больнице в 5--7 тыс. руб. главбух получает премию в 50 тыс. и, естественно, делится с начальством», -- рассказывает представитель профсоюза.
Существенным недостатком реформы, по мнению г-на Храмова, также является фактическое упразднение института квалификации, существовавшего в виде разрядов ЕТС. «Ступенька между разрядами стала настолько маленькая, что пропал стимул для врачей и учителей повышать квалификацию. Новому работнику говорят, что у него будет зарплата 10 тыс. руб., но ежемесячно, за хорошую работу, он будет получать еще столько же. В итоге начальник может всегда удержать половину зарплаты работника без права обжалования такого удержания, потому что депремирование, которое является не чем иным, как штрафом, не является взысканием по Трудовому кодексу», -- негодует Сергей Храмов, подчеркивая, что «премия обычно зависит не от качества работы, а от степени лояльности руководству».
Вячеслав КОЗЛОВ