|
|
N°223, 03 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мертвые братья и живой вампир
Москву познакомили с Жан-Клодом Галотта
2010 год станет Годом Франции в России, и для отечественных любителей хореографии это даст возможность взглянуть на несколько занятных проектов (громко объявлен среди них пока лишь совместный русско-французский спектакль в Большом: Анжелен Прельжокаж осенью поставит с нашими артистами «Апокалипсис» и повезет его показывать по миру). Затакт же этого дружеского года уже явлен российской столице: в Москву на два дня приезжали артисты Жан-Клода Галотта.
Галотта уже почти тридцать лет руководит Национальным хореографическим центром Гренобля; он мэтр современного танца, безусловный авторитет в мире этого самого контемпорари, что свергает всякие авторитеты. При этом его сочинения интересуют не только радикальную молодежь -- он ставил и в Парижской опере. Галотта много гастролирует по миру, но в России его спектакли еще не показывали ни разу. Вот теперь привезли две крохи: двадцатиминутный дуэт Sunset Fratell на музыку группы Strigall и получасовое соло «Беспрестанно», в котором использована музыка той же группы и сочинения Паскаля Дюсапена.
Директор Французского культурного центра Доминик Жамбон перед спектаклем настоятельно советовал зрителям прочитать либретто и был прав. Параллельно с музыкой (точнее, музыкальными и немузыкальными звуками -- глухо звучащие барабаны, дальний гром, тяжелое дыхание, льющаяся вода, какое-то жуткое механическое хихиканье) в фонограмме звучит французский текст; его хорошо бы понимать для того, чтобы оценить представление.
Первая одноактовка, как сообщает либретто, о двух мальчишках, разбившихся на мотоцикле по дороге в аэропорт. Они спешили встретить девушек, с которыми списались по Интернету, предвкушали свидание, шлемы не надели... И вот один лежит на дороге уже мертвый, второго тоже уже не спасти, и он в последние минуты думает о себе и о брате.
Понять без текста, о чем спектакль, совершенно невозможно. У вещицы кольцевая композиция -- в первой и последней сцене два танцовщика (Теофиль Александр и Матье Эро) лежат на боку, укрыв лица от зрителей. Спят ли их герои, мертвы ли, здоровы ли, ранены -- слушайте фонограмму. Поднявшись с пола, парни начинают несколько дерганый танец -- то истерически-отчаянный, то мажорно-беззаботный (мажорный не в смысле тональности, в смысле стиля жизни клубных подростков). То эти выходы до смешного напоминают брачные танцы журавлей, что всем знакомы с заставки к передаче «В мире животных», то встряхивают воображение почти документальной предсмертной дрожью. Глобальная нелепость смерти, невозможность ее осознать (вот сейчас все кончится) перелита в детские жесты (закрою лицо -- меня не найдут) и отчаянную попытку встряхнуть брата, чтобы оживить. Возвращение в исходную позу не смирение, просто победившая усталость.
Вторая одноактовка маленького вечера -- «Беспрестанно», исполненная Хи-Джин Ким, более монотонна и оттого менее любопытна. Точеная азиатская девушка с замершим лицом, наполовину занавешенным черными волосами, похожа на сосредоточенный призрак. В фонограмме звучит текст -- героиня обращается к мужчине: «Что ты видишь в нас?» Это о себе она говорит во множественном числе, потому что, по ее мнению, она каждый час настолько другая, что ей нужно новое имя. Танцовщица ходит по сцене, замирая в позах то мечтательных, то яростных, то усталых. Когда она застывает прямо перед первым рядом зрителей и смотрит в зал, взгляд ее как-то нехорош, кажется, вот-вот проявятся вампирские клыки. Требование ежесекундного внимания близкого человека -- очень понятное требование, и нет сомнений, что Галотта вполне сочувствовал своей героине. Вот только артистка транслировала это требование так убедительно, что внушала скорее страх.
Гастроль артистов труппы Жан-Клода Галотта лишь начинает танцевальный декабрь в «Актовом зале» -- в середине следующей недели на Бауманской грянет главный российский фестиваль современного танца «Цех 09». Там женщин-вамп не ожидается, зато будет исследование того, во что превратился российский мужчина за последние двадцать лет («Мужчина -- это такой мужик, который нашел his own identity»). Зрелище обещает быть увлекательным.
Анна ГОРДЕЕВА