|
|
N°223, 03 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уроки принуждения
В России появился первый военный научный анализ пятидневного конфликта с Грузией
О пятидневной войне России и Грузии, называемой российскими властями операцией по принуждению к миру, в августе прошлого года на Западе уже вышло несколько десятков книг. Каждая имеет свой аспект -- политический, политологический, мировоззренческий, философский, прогностический и даже экономический. Не было лишь оценки чисто военной. И вот этот пробел восполнен -- увидел свет сборник статей «Танки августа», подготовленный сотрудниками российского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаилом Барабановым, Антоном Лавровым и Вячеславом Целуйко.
«Книга была готова еще к годовщине событий, -- рассказал директор ЦАСТ и руководитель творческого коллектива Руслан Пухов, предоставивший «Времени новостей» возможность заранее познакомиться с текстом книги в электронном виде. -- Ждали только результатов работы независимой международной миссии по изучению фактов грузино-российского конфликта». Первая «официальная война» между Россией и одной из республик бывшего СССР, утверждают авторы, представляет особый интерес именно в военном отношении.
Во-первых, она стала крупномасштабной проверкой дееспособности нынешних вооруженных сил России. Уже осенью 2008 года начался новый этап радикальной военной реформы, цель которого -- ускоренное приведение российской армии и флота к «новому облику», ориентированному прежде всего на участие в локальных конфликтах на территории бывшего СССР.
Во-вторых, августовская война стала экспериментом в области военного строительства на постсоветском пространстве. Речь идет о попытках президента Грузии Михаила Саакашвили создать современные вооруженные силы по западному образцу. Военные расходы Грузии составляли 8% от ВВП -- цифра, сопоставимая с долей расходов на военные цели Саудовской Аравии, Омана, Иордании и предположительно КНДР.
Опыту военного строительства в Грузии при Саакашвили (образцу действенной заботы о вооруженных силах, по мнению авторов) и посвящена первая статья сборника. В то же время в ней разоблачается популярный, в том числе и у российских властей, миф, что амбициозное военное строительство Саакашвили вел на средства иностранной (в основном американской) помощи. Авторы выяснили: с 2006 года на подготовку к войне со своими бывшими автономиями Грузия расходовала главным образом собственное национальное богатство. Однако печальные итоги августа-2008 продемонстрировали: Грузия на деле скорее страна третьего мира с типичной армией третьего мира, одетой в западную униформу и вооруженной американскими карабинами, но страдающей от низкого уровня организации и дисциплины, невысокого морального духа, коррупции, низкого образовательного уровня, нехватки кадров, отсутствия национальной военной школы и традиций. Подготовка личного состава не поспевала за ростом численности армии -- с этим вызовом, как показывает военная история, часто не справляются даже армии великих держав.
Третья статья сборника посвящена военной обстановке и балансу военных сил в Закавказье, военному строительству в Грузии после августа 2008 года. Вывод авторов -- продолжается осуществление программ (в том числе по получению вооружения и боевой техники), запущенных еще до пятидневной войны. Действия грузинского руководства имеют все более антироссийскую направленность, обозначилась ориентация не столько на возвращение вооруженным путем Абхазии и Южной Осетии, сколько на противостояние военному потенциалу России.
Центральный материал сборника -- подробнейшая хронология пятидневной войны. Это без преувеличения уникальный материал, при подготовке которого использовалась масса источников -- от официальных хроник и заявлений высших должностных лиц до воспоминаний и свидетельств участников конфликта с обеих сторон. Хроника дает подробный обзор всех значимых боевых действий и эпизодов августа 2008-го, составленный по принципу тщательного сопоставления и сверки источников с российской и с грузинской стороны. В хронике подробно расписаны боевые действия частей и подразделений обеих сторон. Материалы опровергают официальные грузинские заявления о якобы начале боевых действий с грузинской стороны 8 августа в ответ на предшествующее массированное вторжение российских войск в Южную Осетию.
Весьма любопытны три другие небольшие статьи по частным аспектам войны. Заметки о потерях грузинских вооруженных сил в ходе боевых действий опровергают распространенное мнение о якобы полном разгроме грузинской армии к моменту заключения перемирия 12 августа. Реальные потери грузинской стороны к этому моменту авторы характеризуют как относительно небольшие. Отчасти это объясняется стремительным бегством грузин перед лицом быстрого наращивания российской группировки и после относительно небольшого боевых столкновений с российскими частями.
Грузинские войска к 12 августа были изрядно деморализованы, однако сохраняли основу военного потенциала. Это обстоятельство можно было использовать в качестве политического фактора. Поэтому последующие действия российской стороны по «демилитаризации» Грузии (вывод из строя новейших военных баз в Гори и Сенаки, массовый захват вооружения и военной техники, уничтожение грузинского флота в Поти, проведение рейдов в глубину грузинской территории) авторы отмечают как правильные. Эти действия, помимо прочего, унизили и деморализовали грузинскую армию, продемонстрировав грузинскому народу и мировому сообществу, кто победитель, лишив почвы пропаганду Саакашвили о якобы «успешном отражении российской агрессии».
«Россия военными операциями в период после 12 августа самым убедительным образом продемонстрировала свою твердость и свою силу, что всегда производит должное впечатление на кавказские и восточные народы, включая грузин, и показала, кто является подлинным гегемоном в Закавказье», -- делают вывод аналитики Центра стратегий и технологий.
Статья о потерях российской авиации в пятидневной войне (одна из главных ее неожиданностей) многое проясняет в до сих пор малоизвестных широкой публике эпизодах. Грузинский президент говорил о 21 уничтоженном российском самолете, хотя в СМИ Грузии появились видео- и фотоматериалы с показом обломков только одного. Авторы уверяют: первой потерей российских ВВС в этом конфликте стал штурмовик Су-25БМ, сбитый над территорией Южной Осетии в районе Зарского перевала, он был поражен залповым пуском нескольких ракет из переносных зенитно-ракетных комплексов южноосетинскими ополченцами.
Материал книги, опять же в противовес сложившемуся мнению, демонстрирует неэффективность системы ПВО Грузии и приводит к выводу, что основным источником российских потерь в воздухе был ошибочный «дружественный огонь» своих же войск -- им было сбито три самолета из шести. Отсюда очевидна плохая координация в российских вооруженных силах.
Еще один материал посвящен обустройству российских вооруженных сил на военных базах в Абхазии и Южной Осетии. В приложении к сборнику даются краткие сводные данные о закупках Грузией основных видов тяжелого вооружения и военной техники в 2000--2008 годах с указанием их количества и поставщиков. Первоначально планировалось дать в сборнике отдельную статью «Как вооружалась Грузия», посвященную приобретению вооружения в 1990--2008 годах. Материал оказался столь обширным и многоплановым, что Центр АСТ решил выпустить в будущем отдельный труд.
Материалы сборника предостерегают как от чрезмерной переоценки успешности действий российских вооруженных сил в пятидневной войне, так и от недооценки грузинской военной угрозы и военных приготовлений. Грузия продолжает вооружаться, проводить агрессивный антироссийский курс, остается источником прямой и непосредственной угрозы национальной безопасности России, считают авторы исследования. Поэтому наши армия и флот должны находиться в готовности при необходимости сокрушить военный потенциал Грузии более эффективно, чем в августе 2008 года.
Сборник «Танки августа» будет распространен главным образом в военных училищах и академиях России. В свободном доступе он находится на интернет-сайте Центра анализа стратегий и технологий.
Николай ПОРОСКОВ