Время новостей
     N°108, 21 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2002
Рената Литвинова: «Мы живем в ожидании гения»
Завтра на ОРТ выходит новая версия телевизионного фильма «Берлинский экспресс», снятого на документальной основе. В ролях -- Рената Литвинова и Вячеслав Тихонов. Он -- кумир, эталонный актер советского кино, она -- едва ли не самая яркая кинодива последних лет. Литвинову можно не любить, кого-то она раздражает своей подчеркнутой манерностью, зато другие находят в ее искусственных интонациях и стилизованном облике звезды тридцатых годов необычайную прелесть. Рената Литвинова сняла великолепный документальный фильм «Нет смерти для меня», сыграла у таких разных режиссеров, как Александр Митта и Кира Муратова. Родила ребенка. В этом году вошла в жюри Берлинского фестиваля. Написала несколько сценариев, теперь сама снимает игровой фильм. О том, что она про все это думает, Рената ЛИТВИНОВА рассказала нашему корреспонденту Елене КОСТЫЛЕВОЙ.

-- Что вы можете сказать о своей героине из «Берлинского экспресса»?

-- Я считаю, что это очень эффектный сюжет. Советский шпион едет в поезде, и к нему подсылают немецкую разведчицу, которая должна его убить. Она беременна. Она все взвешивает и понимает, что убивать его совершенно не стоит. Потому что как только она его убьет, на следующей станции уберут и ее. Я не знаю, что получилось в итоге -- фильм перемонтировали, я не видела последнюю версию. Но я как сценарист все время вмешивалась, говорила: давайте сделаем ее поострее, эту шпионку. Я сама тогда ходила беременная. В этом состоянии все пересматриваешь в жизни и понимаешь, что не можешь делать такие вещи, которые для всего живого противоестественны. Я когда родила, стала совершенно по-другому относиться к людям. У меня какая-то странная бережность появилась. Даже если мне человек очень не нравится -- он же был маленьким, его же очень сильно кто-то любил, растил, мама его принимала такие муки, его выращивала... Если с этой точки зрения посмотреть на человеческую жизнь, ее вообще невозможно отнять. Я не понимаю людей, которые могут решиться на убийство. Будь то по работе или... Бывает же такая работа: приводить в действие смертный приговор? Я считаю, что это совершенно противоестественно. Даже если ты отнимаешь жизнь у злодея. Наша героиня не решается на убийство. Я это мотивирую ее состоянием.

-- Тяжело было сниматься беременной?

-- Когда мы снимали, была вот такая же жара. Мы снимали в поезде -- настоящем антикварном поезде, очень красивом... И мой партнер, Вячеслав Тихонов... Он сказал, что это его последняя роль в кино. Я снималась с величайшей нашей звездой. Я как-то раз была на «Нике» -- я вообще не так уж часто хожу на эти мероприятия, -- но там его чествовали и показали фрагменты из всех его фильмов. У него нет ни одного провального проекта, ни одной ошибки во всей биографии. Все фильмы -- этапы. И, конечно, Вячеслав Тихонов нечеловечески красив. Я не знаю... вот это лицо, этот голос, эта харизма... На самом деле таких актеров раз, два и обчелся. Насколько я знаю, дипломат, которого играет Тихонов, -- это реальное лицо, действительно существовал такой человек. После войны его репрессировали.

-- Скажите, как дела с вашей книгой «Обладать и принадлежать», которую анонсировало издательство «Вагриус»?

-- Она еще не вышла. Чтобы заняться литературной деятельностью, мне нужно полгода вырвать из своей жизни, остановиться. Потому что это абсолютно другой труд, и я не могу вот так вот, знаете, между делом выпустить книгу. Этому нужно посвятить колоссальный отрезок времени. И потом, я сейчас собираюсь заниматься своим режиссерским проектом... Бывает так, что ты не можешь остановиться, тебе надо сначала доделать одно, а потом уже все остальное. А я еще в промежутках между всем этим родила ребенка! Вы знаете, когда человек беременный, совершенно невозможно ничего делать. Я думала, что у меня появится время и я смогу действительно написать книгу, но это какой-то настолько физиологический процесс, просто какая-то лоботомия... Я, например, теряла деньги, забывала имена, события -- что-то такое со мной случилось. Мой мозг был в очень вялом состоянии. Что-то создавать я могла только колоссальным усилием воли. А через три месяца после того, как я родила ребенка, у нас начались съемки. Теперь я смотрю на тот отрезок времени как на подвиг.

-- Расскажите, пожалуйста, о вашем новом фильме «Небо. Самолет. Девушка».

-- Это экранизация по мотивам пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». По этой пьесе был поставлен фильм «Еще раз про любовь». Но я достаточно сильно изменила монологи и текст. Теперь это другая, современная пьеса. Получился замечательный, на мой взгляд, фильм. «Небо. Самолет. Девушка» выйдет, я думаю, осенью. Он снят, смонтирован, музыку мы записали, но там еще печать, субтитрирование, перевод на английский. Картину мы, может быть, отдадим на Берлинский фестиваль в следующем году, а может быть, на какой-нибудь фестиваль пораньше.

-- Вас можно поздравить с Государственной премией за роль в сериале «Граница. Таежный роман»...

-- Да, мы были в Кремле, все было так красиво, нам дали вот эти медали... Сниматься было очень интересно и очень тяжело. У нас были авральные сроки. Некоторые актеры боятся сниматься в сериалах, боятся замылить свое лицо, а мне без разницы -- сериал это или кино. Для меня было достаточно заманчиво имя -- Митта, мне было интересно поработать с ним. Он удивительный профессионал, он не халтурил, он каждую сцену проживал, репетировал... Как режиссер он, конечно, абсолютная противоположность Кире Муратовой. Она меня научила одному, а он каким-то другим вещам.

-- О чем вы будете снимать свое кино?

-- Это будет такой очень мистический сюжет, с элементами триллера. Условное название фильма -- «Богиня».

-- Сценарий ваш?

-- Да.

-- И одна главная героиня?

-- Нет. Там будет много героев.

-- Но главную роль вы будете играть?

-- Не знаю. Может быть, не главную, но что-нибудь сыграю. Я хочу снять Мордюкову. Нонна Викторовна -- моя любимая артистка. Вообще, после своей картины «Нет смерти для меня» я ее полюбила, я считаю, что это гений, который совершенно не использован.

-- А правда, что после этой картины у вас был конфликт с одной из актрис, с Окуневской?

-- Татьяна Кирилловна, царство ей небесное, была очень сложным человеком. Она думала, что фильм будет посвящен ей, а когда она увидела, сколько времени посвящено Мордюковой... Но я сказала: «Мордюкова -- гений, я не могу ее вырезать». И Татьяна Кирилловна, видимо, мне этого не простила.

-- Нонна Викторовна уже согласилась сниматься в вашем новом фильме?

-- Да. Она мне сказала: «Я буду у тебя сниматься кем угодно». Для меня это такая честь, вы не представляете.

-- Как вы считаете, российское кино сейчас как-то выправляется? Оно интересно?

-- Ну, вы знаете, сейчас появилось столько интересных картин... Мы все стараемся. Но на самом деле мы все живем в ожидании гения. Мне очень хочется, чтоб появился гений.

Когда я была на Берлинском фестивале, там канцлер Шредер прямо отчитывался, как мальчик, как он помогает кино, что государством для кино за последний год сделано. Но у них тоже нет гениев. Я ненавижу тенденцию все снимать на видеокамеру, home video. Фон Триер всех отравил. Невозможно смотреть, когда все трясется. Ты смотришь сто картин, где ничего не видно, ничего не слышно, все дрожит. Все шумит, все шипит, и все время сексуальные сцены. Один из членов жюри сказал: «Я десять лет после этого фестиваля не буду заниматься сексом». Мне не нравится, когда грязь в кадре, когда ты не облагораживаешь пространство. Все-таки кино не должно показывать какие-то помойки, неорганизованный кадр. Каждый кадр должен быть произведением искусства. Конечно, это трудно, но для этого и нужно иметь талант.

Беседовала Елена КОСТЫЛЕВА