|
|
N°108, 21 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Персональное дело Макико Танаки
Экс-министра иностранных дел Японии исключили из партии
Скандал вокруг ссоры экс-министра иностранных дел Японии Макико Танаки и влиятельного парламентария Мунэо Судзуки, продолжающийся уже полгода, получил продолжение. На этой неделе оба участника напряженного политического поединка оказались в положении проигравших -- Танаку исключили из партии, а Судзуки оказался в тюрьме.
Вчера правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) объявила об изгнании Танаки из своих рядов на два года. Партийные боссы решили, что экс-министр и дочь знаменитого японского политика 70-х Кауэя Танаки не дала исчерпывающих ответов на появившиеся в СМИ обвинения в том, что она использовала деньги из госказны на оплату услуг личных секретарей и политических советников. Танака признала, что зарплаты выплачивались через принадлежащую ей компанию, находящуюся в ее избирательном округе на севере страны, но отвергла факт злоупотреблений. К этому подверстано еще одно, менее крупное обвинение -- в конце апреля Танака отказалась произнести речь в поддержку парламентского кандидата от ЛДП, выдвигавшегося в префектуре Ниигата.
Исключение из партии -- шаг беспрецедентно резкий. Теперь Танака не сможет баллотироваться как кандидат от ЛДП и не сможет получать от партии финансовую поддержку. Премьер Коидзуми заметил журналистам: «Это было тяжелое наказание, не так ли? Но я надеюсь, что она постарается восстановить доверие общества». Пока Танака остается в парламенте в статусе независимого депутата. Однако не исключено, что оказавшаяся «за бортом» энергичная и амбициозная женщина-политик может стать опасной для ЛДП. За время недолгой дипломатической карьеры Танака создала себе в глазах народа репутацию бескомпромиссного борца с бюрократией. Используя сохраняющуюся популярность, она может стать критиком власти, перейдя на сторону политической оппозиции или даже возглавив какое-нибудь новое движение.
За день до судьбоносного для Танаки партсобрания ЛДП был арестован некогда влиятельный деятель той же партии Мунэо Судзуки, еще недавно выступавший главным оппонентом женщины-министра. Его подозревают в получении в 1998 году взятки в размере 40 тыс. долл. от лесопромышленной компании «Ямарин». Тогда компанию уличили в незаконной заготовке леса, после чего власти запретили ей бизнес. Чтобы поправить положение, компания попросила Судзуки пролоббировать вопрос о снятии запрета. Утверждается, что политик с охотой откликнулся на эту просьбу и попросил министерство лесного хозяйства не быть с «Ямарин» слишком строгим, поскольку «даже рыбаки иногда ловят больше, чем нужно, но их не наказывают за это всякий раз».
«Победа» над Танакой оказалась для Судзуки пирровой. Уже в январе одновременно с отставкой министра ему пришлось оставить пост главы одного из парламентских комитетов. Вслед за этим он оказался в центре разоблачений, связанных с закулисными операциями по влиянию на политику МИДа. В марте Судзуки добровольно вышел из ЛДП, признав ответственность за скандал. Теперь Танака потеряла партбилет, а Судзуки -- свободу. Вполне возможно, что оба последних события были специально приурочены друг к другу -- наверное, партийная верхушка решила нанести удары в обе стороны, чтобы сбалансировать политические последствия унижений противостоящих сторон.
На поверхности «дело Танаки» и «дело Судзуки» выглядят как свидетельства решительной борьбы ЛДП против коррупции и бюрократизма. Однако есть и другое объяснение происходящего, связанное со сменой внешнеполитического курса Токио. Дело в том, что до недавнего времени Судзуки курировал в партии вопросы отношений с Россией. Падение влиятельного политика спровоцировало японскую дипломатию на решительный пересмотр наследия Судзуки -- его обвинили в излишней уступчивости, в мае были арестованы двое его друзей из МИДа. Сидящий ныне в КПЗ эксперт по России Масару Сато, обвиняемый в превышении служебных полномочий и нецелевом использовании бюджетных денег, объявил о 48-часовой голодовке в поддержку арестованного Судзуки. Он заявил, что его и Судзуки упрятали за решетку по «политическим мотивам». Сато разъяснил, что он вместе с Судзуки и его единомышленниками «пытался прикладывать все усилия к тому, чтобы Япония и Россия сблизились и заключили двусторонний мирный договор». Настигшие команду Судзуки беды Сато объяснил «новым общенациональным заговором».
Александр ЛОМАНОВ