|
|
N°149, 18 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынок аренды жилья в Москве поднимается
Вместе со ставками
Арендные ставки на жилую недвижимость растут и, вероятно, будут расти в ближайшие несколько месяцев. Не исключено, что в дальнейшем это может вызвать повышение цен на продаваемые квартиры. «Начиная с 1992--1993 годов с середины августа по середину ноября всегда наблюдался сезонный всплеск спроса на аренду квартир», -- заявил в понедельник на пресс-конференции председатель совета директоров компании «Миэль» Григорий Куликов. Но, помимо сезонных, существуют и другие причины, которые влияют на арендные ставки.
В последние два года рынок арендуемого жилья падал -- в 1998 году случился кризис, в 1999-м произошли взрывы в Москве (они, по мнению представителя «Миэля», настолько испугали потенциальных рантье, что те перестали предлагать пустующую жилплощадь). В нынешнем году этот сектор рынка стал оживать. «Также не следует забывать о смене властной команды, сейчас Питер постепенно "мигрирует" в сторону Москвы, и это также влияет на спрос», -- добавил Куликов.
Генеральный директор агентства «Наша Москва» Михаил Гроховский в интервью газете «Время новостей» заметил, что спрос на аренду по коммерческому найму повышается, потому что люди стали богаче. "Сейчас совершенно спокойно уходят квартиры с арендной платой 500--700 долл., с квартирами по 1000 долл. пока есть небольшие сложности», -- заметил он. По словам Гроховского, сегодня спрос на жилье в этом секторе рынка в семь раз превышает предложение: «один из последних примеров -- однокомнатная квартира в Митине, без телефона, практически без мебели за 150 долл. ушла за два дня».
За ростом цен на аренду квартир может последовать рост цен на продаваемое жилье. «Люди приезжают, осматриваются и потом решают приобрести квартиру», -- сказал Гроховский. Некоторые риэлторские компании за время спада ушли из этого сектора рынка, и теперь может начаться возвращение к аренде. Вероятно, что компаниям придется расширяться. Правда, на тенденцию к укрупнению влияет не столько оживление на рынке недвижимости, сколько невыгодность сегодняшнего существования средних риэлторских фирм. По словам Куликова, «в большой компании меньше удельный вес расходов на рекламу на одну проведенную сделку», поэтому крупной фирме легче раскручивать свой брэнд. Как считает специалист компании «Бест -- недвижимость» Павел Гусаков, большой фирме проще повысить качество услуг.
Полина ЗВЕРЕВА