|
|
N°222, 02 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поверх строк
Предложенный Россией договор о европейской безопасности в ОБСЕ читают второпях
Начавшееся вчера в Афинах двухдневное заседание совета министров иностранных дел ОБСЕ стало первым крупным международным форумом, в ходе которого фактически состоялась презентация российского проекта нового договора о европейской безопасности. Спустя полтора года после предложенной президентом России Дмитрием Медведевым в Берлине идеи обновить все базовые договоренности, достигнутые в предыдущие годы, она приобрела конкретные формулировки. На днях проект договора был разослан Москвой, как сказано, «всем компетентным европейским структурам», и в некоторых из них с проектом успели бегло ознакомиться.
В греческой столице свое отношение к российской инициативе успели вчера выразить два министра иностранных дел -- француз Бернар Кушнер и австриец Михаэль Шпинделеггер. Глава французской дипломатии, как и полагается наследнику Талейрана, был велеречив и поначалу рассыпался в комплиментах. «Мы считаем очень хорошими предложения президента Медведева поработать над безопасностью в Европе», -- заявил он и напомнил, что Франция в свое время первой прореагировала на инициативу России. Однако затем Бернар Кушнер вынужден был с печалью констатировать неудачи на этом пути. «Мы не смогли предотвратить грузинский кризис летом 2008 года, поскольку наши инструменты коллективной безопасности утратили свою эффективность, -- сказал он. -- Наши возможности по контролю за вооружениями не применяются, права человека по-прежнему попираются в различных местах, конфликт в Грузии вовсе не урегулирован, и в июне этого года нам пришлось свернуть миссию ОБСЕ, что очень печально».
Французский министр иностранных дел, сославшись на «безусловно важное» российское предложение, которое он «прочитал очень быстро», но изучит, когда «будет больше времени», тем не менее считает, что в нем отражено только одно из необходимых четырех условий европейской безопасности. Если Москва, по мнению Бернара Кушнера, предлагает сосредоточиться на предотвращении и урегулировании конфликтов, то Париж считает важными еще три аспекта безопасности.
Во-первых, это контроль над обычными вооружениями, «посещение военных баз, облет территорий, обмен информацией, что сейчас как никогда необходимо, чтобы армии прекратили готовиться к противостоянию друг с другом». Вот почему следует искать «выход из нынешнего тупика на политическом уровне». Во-вторых, по словам французского министра, «надо придать правам человека то место, которое они заслуживают в наших обсуждениях». И в-третьих, это противостояние новым угрозам, угрожающим стабильности Европы. «ОБСЕ должна укрепить свой вклад в борьбу с оргпреступностью, торговлей людьми и оружием», -- сказал Кушнер.
Позитивно-сдержанно отреагировал на российские инициативы и глава австрийской дипломатии. «Российское предложение о новом договоре в области безопасности заслуживает досконального изучения», -- заявил Михаэль Шпинделеггер, выступая на совете министров иностранных дел ОБСЕ. «Нам необходимы открытые и прямые дискуссии о будущем безопасности в Европе, -- указал он. -- Но заниматься сейчас прокладкой полностью нового направления было бы неверным сигналом». Австрийский министр был откровенен: «С нашей точки зрения, прежде всего речь идет о том, чтобы действенно использовать и применять существующие механизмы ОБСЕ вместо того, чтобы разрабатывать полностью новую архитектуру безопасности на нашем континенте». В Вене, где, кстати говоря, находится штаб-квартира ОБСЕ, дают понять, что прежде чем искать новые механизмы обеспечения европейской безопасности, необходимо воссоздать атмосферу доверия на континенте, и «лучшим вкладом в это стало бы четкое признание сильной ОБСЕ и соблюдение всех обязательств в рамках организации».
В чей огород бросал камешки глава МИД Австрии, можно было только догадываться. Это могла быть и Москва, претензии в адрес которой в отношении невыполнения обязательств по урегулированию ситуации, сложившейся после прошлогодней войны на Кавказе, разделяют многие европейские страны. Но это могла быть и Астана, которая, как считает блок западных стран -- членов ОБСЕ, так и не выполнила в полном объеме взятые ею в декабре 2007 года на мадридской встрече министров иностранных дел ОБСЕ обязательства по демократизации Казахстана. А между тем именно благодаря этим обязательствам Казахстан получил право председательствовать в ОБСЕ в 2010 году.
Об этой перспективе говорили многие участники заседания в Афинах. В частности, уже активно обсуждается и казахстанское предложение провести саммит ОБСЕ в декабре будущего года в Астане. Некоторые европейские министры положительно отнеслись к этой идее. Но не все. Скептически пока относятся к ней и в Вашингтоне, где не готовы, как утверждают некоторые влиятельные политики, ехать в Астану, чтобы только попозировать на «коллективном фотографировании». Кстати говоря, в заседании в Афинах не приняли участия главы МИДов шести стран -- США, Канады, Великобритании, Германии, Монако и Люксембурга.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил в Афинах с подробным изложением тех первоочередных мер, которые, по мнению Москвы, необходимо предпринять уже в ближайшее время. Это «модернизация» Венского документа о мерах доверия и безопасности в военной области и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. «Мы сожалеем, что последние два года оказались потерянными для поиска выхода из тупика (на этом направлении)», -- подчеркнул Сергей Лавров. По его словам, «Россия выступает за развитие экономико-экологического измерения деятельности ОБСЕ», а также за то, чтобы неотъемлемой частью концепции безопасности стало «человеческое измерение». «Россия выступает за то, чтобы безопасность личности оставалась в постоянном фокусе внимания ОБСЕ, -- подчеркнул министр. -- Но мы против того, чтобы это измерение организации развивалось без учета деятельности других международных организаций».
Это замечание Сергея Лаврова осталось нерасшифрованным. Но если вспомнить упреки в адрес ОБСЕ, раздававшиеся из Москвы ранее (в частности, в «перекосе» ее деятельности в сторону гуманитарной составляющей, а также в неоправданно высоком внимании к выборным процессам в странах на востоке евразийского континента), то намеки Лаврова кажутся более понятными. Российский министр, видимо, хотел бы, чтобы в ОБСЕ больше учитывались позиции стран -- членов СНГ, и в первую очередь ближайших союзников России по ОДКБ и ЕврАзЭС.
Несмотря на всю серьезность обсуждавшихся в Афинах вопросов, не исключено, что самой выразительной историей министерской встречи ОБСЕ может оказаться просьба, с которой обратился к своему литовскому коллеге Вигаудасу Ушацкасу министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе. В Тбилиси, как выяснилось, хотели бы, чтобы в литовском языке изменили название «Грузия» на «Георгия», поскольку последнее -- это историческое название, а слово «Грузия» имеет славянское происхождение. Обращение пока еще Грузии будет рассматривать государственная комиссия Литвы по языку. Сколько будет стоить переименование и кто возьмет на себя возможные расходы, не сообщается. Но очевидно, что за ценой не постоят.
Аркадий ДУБНОВ