Время новостей
     N°220, 30 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2009
Иранская десятка
Тегеран объявил о расширении ядерной программы
Напряженная ситуация вокруг иранской ядерной программы обостряется день ото дня. Правительство Ирана распорядилось о строительстве в стране еще десяти заводов по обогащению урана. Организации по атомной энергии Ирана поручено начать строить пять новых заводов немедленно, а к возведению еще пяти приступить в течение последующих двух месяцев. В настоящее время в Иране функционирует лишь один завод в Натанзе, строительство аналогичного объекта в Куме планируется завершить к 2011 году.

Намерение Тегерана многократно увеличить объемы обогащения урана провоцирует Запад на ужесточение политики в отношении Ирана. Это поставит сотрудничающую с Ираном Россию перед нелегким выбором. К тому же Тегеран все активнее демонстрирует, что готов идти наперекор позиции мирового сообщества. Вчера депутаты иранского парламента призвали президента Махмуда Ахмадинежада и его кабинет «понизить уровень сотрудничества» страны с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Они даже намекнули на возможность выхода Тегерана из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Вчерашние заявления иранских властей стали ответом на принятую в пятницу 27 ноября в Вене советом управляющих МАГАТЭ беспрецедентно жесткую резолюцию по Ирану. Документ, внесенный Германией и поддержанный всеми постоянными членами Совбеза ООН (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция), требует от иранских властей «полностью и без промедления выполнить свои обязательства», согласно резолюциям Совбеза ООН и совета управляющих МАГАТЭ, «включая немедленную приостановку строительных работ в Куме», где идет сооружение завода по обогащению урана. Об этой стройке стало официально известно лишь в сентябре этого года, хотя, по информации МАГАТЭ, она началась еще в 2002-м. Это усилило подозрения экспертов относительно подлинных целей иранской ядерной программы. МАГАТЭ также призвало иранцев подтвердить отсутствие «какого-либо иного атомного объекта, ранее не заявленного агентству».

За документ проголосовали 25 стран -- членов Совета управляющих МАГАТЭ из 35, включая Россию, США, Китай, Великобританию и Францию. Против высказались Куба, Венесуэла и Малайзия. Воздержались Афганистан, Бразилия, Египет, Пакистан, ЮАР и Турция. Азербайджан не участвовал в голосовании.

«Рассчитываем, что Тегеран со всей серьезностью отнесется к сигналу, содержащемуся в резолюции Совета управляющих, и обеспечит полное сотрудничество с агентством в интересах достижения скорейшего переговорного урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы», -- заявил МИД России. На Западе высказались более категорично. «Наше терпение и терпение международного сообщества не беспредельно, -- заявил пресс-секретарь Белого Дома Роберт Гиббс. -- Если Иран откажется выполнять свои обязательства, он будет нести ответственность за свою собственную растущую изоляцию и другие последствия». Британский премьер Гордон Браун, по его словам, «верит, что следующим этапом станут санкции, если Иран не отреагирует на нынешнее очень ясное голосование».

В основу выводов МАГАТЭ лег доклад его гендиректора Мухаммада аль-Барадеи. Покидающий свой пост египтянин -- как раз сегодня его полномочия принимает японец Юкия Амано -- впервые признал неспособность своей организации прояснить суть иранских ядерных разработок. В Вене он заявил, что агентство «оказалось в тупике» и «нет никакого движения по прояснению остающихся вопросов», чтобы МАГАТЭ могло «быть уверено в исключительно мирной природе иранской ядерной программы».

Аль-Барадеи также выразил «разочарование» отсутствием позитивного ответа Тегерана на предложение мирового сообщества по обогащению иранского урана за пределами страны. Напомним, что в октябре международная «шестерка» по Ирану -- пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия -- предложила, чтобы иранский низкообогащенный уран дообогащали в России и затем доставляли во Францию для изготовления топливных элементов для тегеранского исследовательского реактора. Однако состоявшаяся 20 ноября в Брюсселе встреча «шестерки» констатировала, что Иран «не дал положительного ответа на проект соглашения МАГАТЭ по поводу исследовательского реактора в Тегеране».

«Ужесточение позиции Ирана закономерно вызвало недоумение мирового сообщества», -- заметила «Времени новостей» завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. По ее словам, предложение МАГАТЭ о дообогащении урана «могло бы снять напряженность со всей ситуации вокруг иранской ядерной программы, тем более что иранские представители ранее сами высказывали заинтересованность в подобной схеме».

Сессия Совета управляющих МАГАТЭ приняла отдельную резолюцию, поддержавшую инициативу России по созданию на ее территории запаса низкообогащенного урана для государств -- членов агентства. Как подчеркнул российский представитель в совете Григорий Берденников, «в резолюции особо подчеркивается неотъемлемое право всех государств -- участников ДНЯО развивать, исследовать, производить ядерную энергию для мирных целей без дискриминации». Заинтересованность в участии в дообогащении урана для тегеранского реактора высказала Турция.

Однако иранские депутаты вчера даже не стали обсуждать предложенные схемы. Они обрушились на резолюцию Совета управляющих МАГАТЭ по Ирану, назвав ее продуктом «антииранской деятельности» США, Великобритании и ряда других «враждебных Исламской Республике государств». В принятом парламентариями заявлении говорится, что «вследствие необдуманного поведения мировых держав правительство должно представить свой план по понижению уровня сотрудничества Ирана с агентством». Член комиссии по нацбезопасности и внешней политике Фатеме Алиа назвала резолюцию «гнусной политической акцией». По словам ее коллеги Мохаммада Карамирада, парламент может даже «рассмотреть вопрос о выходе из ДНЯО» и «блокировать доступ в страну инспекторов МАГАТЭ».

Всплеск напряженности вокруг ядерной программы Тегерана пока не отразился на российско-иранском сотрудничестве. Министр энергетики России Сергей Шматко вчера прибыл в Тегеран для участия в заседании межправительственной комиссии, он также намерен оценить ход работ по возведению АЭС в Бушере. Вчера г-н Шматко подтвердил, что строительство «будет завершено в самое ближайшее время», ведь «это дело чести и для российских, и для иранских атомщиков». А посол Ирана в России Сайед Махмуд Реза Саджади на днях выразил надежду, что вопрос о поставках в его страну российских зенитных ракетных комплексов С-300, против чего активно выступают США, будет решен «в течение одного-двух месяцев».

Тем не менее если вопрос о санкциях будет поставлен в Совбезе ООН, Россия скорее всего их поддержит. «Вопрос в том, как сделать санкции более эффективными в плане воздействия на иранское руководство, а не на иранский народ», -- заметила «Времени новостей» Нина Мамедова.

Петр ИСКЕНДЕРОВ