Время новостей
     N°220, 30 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2009
«Экспресс»-террор
Новая трагедия на Октябрьской железной дороге
Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин вчера доложил президенту Медведеву о полном восстановлении движения по Октябрьской железной дороге между Москвой и Петербургом, которое было прервано в результате произошедшего вечером в пятницу на границе Тверской и Новгородской областей крушения пассажирского поезда «Невский экспресс». Число жертв трагедии вчера точно так и не было установлено. По официальным данным, приведенным МЧС и Минздравсоцразвития, в результате катастрофы погибли 25 человек, в том числе двое высокопоставленных чиновников, и около 100 человек пострадали. Однако оставалась неясной судьба еще как минимум 12 пассажиров поезда, находившихся в наиболее пострадавших при аварии вагонах. Эксперты не исключили, что кто-то из них не пострадал и самостоятельно уехал домой, а кто-то, может быть, погиб, но их тела пока не нашли. Спасатели, эксперты, следователи и оперативники продолжали работать на месте ЧП вчера до вечера.

О том, что катастрофа стала следствием не технической аварии, а теракта, СКП сообщил уже в субботу днем после первого же осмотра места катастрофы следователями и экспертами. По официальным данным, причиной схода с рельсов состава стала заложенная на путях самодельная бомба мощностью ориентировочно до 7 кг тротила. Кроме того, в субботу же появилась информация, что при восстановительных работах на путях была обнаружена еще одна мина. По данным СКП, в тот момент, когда место ЧП вместе с группой следователей осматривал лично глава СКП Александр Бастрыкин, неподалеку произошел хлопок, который был идентифицирован как «взрыв неустановленного взрывного устройства». В СКП сообщили, что «лишь по счастливой случайности никто не пострадал», но более подробной информации, что же именно было источником хлопка, не сообщалось. Лишь глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин пояснил, что, по его данным, это была вторая заложенная террористами бомба, которая поначалу не сработала, очевидно, от сырости, а в субботу взорвалась частично.

Кто может стоять за диверсией, в спецслужбах вчера не сообщали и даже не делали предположений, ограничившись дежурными словами о том, что рассматриваются разные версии. Однако очевидно, что в первую очередь следствие рассматривало возможность связи последнего теракта с почти точно таким же ЧП, произошедшим с «Невским экспрессом» в августе 2007 года. По всем признакам, и это отметили в РЖД, обе катастрофы почти идентичны -- обе произошли в Новгородской области (расстояние между местами происшествий около 100 км), в обоих случаях, по данным следствия, на путях были заложены мины, и аварии очень похожи. В 2007 году «Невский экспресс», после взрыва полностью сошел с рельсов. Пострадали около 60 человек. Трагедии не произошло лишь благодаря случаю -- тогда все вагоны устояли не путях, и в результате никто не погиб и не был серьезно покалечен.

В субботу глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что по подозрению в причастности к теракту разыскиваются несколько человек, и были даже озвучены приметы одного из них -- рыжеволосый мужчина коренастого телосложения. О ком именно шла речь, можно было лишь гадать, но эти приметы, как отметили многие наблюдатели, подходят и предполагаемому организатору подрыва «Невского экспресса» в 2007 году Павлу Косолапову, давно находящемуся в розыске.

Впрочем, независимо от того, устроили ли оба подрыва «Невского экспресса» одни и те же люди или нет, политические последствия очевидны. Этот взрыв стал первым масштабным терактом за последние почти пять лет в центральной части России -- после памятной атаки террористов августа-сентября 2004 года, когда были взорваны два пассажирских самолета, совершены взрывы в Москве и захват школы в Беслане. С тех пор властям и спецслужбам удалось нанести по лидерам северокавказских сепаратистов, как предполагалось, ощутимый удар, и проблема реальной террористической угрозы была локализована и ограничена рамками нескольких кавказских республик. Единственным исключением стал первый подрыв «Невского экспресса» в 2007 году, но и он многими рассматривался в широком смысле не как теракт, а лишь попытка его проведения, поскольку все обошлось без масштабной трагедии. Последнее же ЧП вполне может быть расценено как новый прорыв выстроенной властями «антитеррористической обороны».

Кроме того, пятничный взрыв вполне наглядно показал очень уязвимый ее участок -- железнодорожные магистрали вообще и линию Москва--Петербург в частности, которая, очевидно, может считаться стратегической, поскольку Петербургу теперь возвращаются частично столичные функции, и многие выходцы из этого города за последние годы заняли ответственные посты в госсистеме. «Особый» статус Октябрьской железной дороги подтвердили и последствия последнего подрыва. Среди погибших оказались бывший член Совета Федерации, председатель правления недавно созданной госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») Сергей Тарасов и глава Федерального агентства по государственным резервам («Росрезерв») Борис Евстратиков.

При этом очевидно, что одним только усилением режима безопасности лишить террористов доступа к железнодорожным путям невозможно. Взять под круглосуточную охрану все железные дороги, и даже одну Октябрьскую, невозможно. Соответственно перед властями встает новая трудная проблема.

Пока же руководство страны в первую очередь было озабочено ликвидацией последствий трагедии и оказанием помощи пострадавшим. Еще вечером в пятницу Дмитрий Медведев заслушал краткие доклады глав МЧС Сергея Шойгу, Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой и МВД Рашида Нургалиева, поручив спецслужбам "не допустить хаоса". Утром в субботу премьер-министр Владимир Путин создал комиссию «по ликвидации последствий железнодорожной катастрофы поезда "Невский экспресс" и срочному оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших, а также восстановлению поврежденной в результате катастрофы инфраструктуры». В субботу и воскресенье президент проводил совещания с руководителями силовых и чрезвычайных ведомств.

По данным ОАО «РЖД», крушение скоростного поезда «Невский экспресс» №166, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, произошло в 21.34 на границе Тверской и Новгородской областей на перегоне Алешинка--Угловка в районе 285-го и 286-го км трассы (отсчет по ней ведется от Петербурга), примерно в 360 км от Москвы, вскоре после того, как он проследовал станцию Бологое. Скорость поезда, состоявшего из локомотива и 14 вагонов, в момент взрыва составляла, как уже точно установлено, около 200 км/ч. В поезде находились, по предварительным данным, около 680 человек -- всего продано было 661 билет (уже известно, что как минимум несколько человек не успели на этот роковой рейс), в состав поездной бригады входили 20 человек.

По предварительным данным следствия и рассказам очевидцев, взрыв прогремел под локомотивом -- жители деревни Ерзовка, неподалеку от которой вагоны начали сходить с рельсов, якобы слышали сначала два хлопка -- первый сильный и второй -- слабее, после чего раздался грохот и скрежет металла.

По словам специалистов, после взрыва с рельсов сошла одна из тележек локомотива, а затем по мере прохождения через образовавшийся разрыв рельса и все вагоны. Машинист сразу же включил экстренное торможение. Поначалу состав, двигаясь по инерции и круша шпалы и рельсы, устоял на насыпи, однако затем произошло разрушение сцепки двух последних вагонов -- № 1 и 2 (нумерация вагонов поезда с «хвоста»). «Оторвавшись» от состава, они слетели с насыпи, несколько раз перевернулись и, врезавшись друг в друга, пролетели несколько сот метров, превратившись в груду искореженного металла. Основной же состав по инерции прошел по путям еще около километра, при этом к моменту остановки полностью сошли с рельсов еще два вагона -- №3 и 4, при этом один из них сильно накренился, но все же остался в сцепке и не завалился. Именно в двух последних вагонах, которые слетели с насыпи, оказалось большинство погибших и пострадавших.

Как рассказывали выжившие пассажиры, в разрушенных вагонах было все сметено, в них почти не осталось сидений, которые разлетелись на части. Людей же, по словам очевидцев, и вовсе «разметало по вагонам как спички». Как рассказал «Времени новостей» один из пассажиров поезда Алексей (свою фамилию он не назвал, сославшись на то, что следователи запретили ему что-либо рассказывать о произошедшем), который ехал в 7-м вагоне, перед тем, как поезд остановился, с полок посыпались люди, сумки и чемоданы. «Большинство людей в нашем вагоне отделались ссадинами и ушибами. Без проводника стало понятно, что что-то случилось. Почти все вышли на улицу и увидели, что несколько вагонов сошли с рельсов. Несколько человек вернулись, а остальные пошли назад по путям, помогать. Там было месиво. Я видел рваные раны, явные переломы и ранения, как от ножей. Потом мне уже объяснили, что проникающие раны и разрезы были от металлических частей переломанных кресел. Пассажиры первого вагона, оставшиеся стоять на ногах, сохранили самообладание и уже организовали вынос погибших и раненых», -- рассказал Алексей.

Как рассказал в своем блоге еще один пассажир Николай Коварский, который оказался в одном из оторванных от состава вагонов, от момента «когда что-то пошло «не так» до полной остановки прошло не более 30 секунд. «Сразу же погас свет, после чего по всему вагону раздавались крики и стоны раненых, -- сообщил г-н Коварский. -- В первые минуты после катастрофы вагон представлял собой равномерно раскиданную по всему объему массу из тел, частей вагона и остатков кресел». Больше всего пострадавших было в задней части вагона: туда прилетели все сумки и чемоданы, и люди оказались под завалами. По словам блогера, люди, на удивление, быстро организовались, и никакой паники не было. «Несколько мужчин в вагоне пострадали несильно -- они и организовали первичную помощь. Выбили стекла, начали выкидывать сиденья и части конструкции, освобождая проход, и начали вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски -- в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены», -- пишет Николай Коварский.

Больше всего, по его словам, он был поражен конструкцией вагонов: «Все сиденья, за исключением нескольких в начале вагона, не выдержали удара, оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей. Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа -- рваные зубцы металла, похоже на алюминий -- тоже резали людей».

Как рассказывают очевидцы, в поезде практически не было аптечек: из тамбура в тамбур стали бегать проводники, которые ничего не сообщали, а просто спрашивали, у кого есть лекарства. Администрация «Невского экспресса», по уверению многих пассажиров, оказалась абсолютно не готова к ЧП. По словам ехавшего в 11-м вагоне петербуржца Станислава Арановского, бригада поезда, включая начальника, не сумела организовать ни экстренной помощи пострадавшим в трех последних вагонах, ни даже попытаться объяснить пассажирам остальных вагонов, что происходит. По его словам, «аптечек, необходимых для оказания хотя бы самой простой помощи, кажется, в поезде вообще не было -- у всех спрашивали, нет ли у них каких-то лекарств, хотя бы болеутоляющего нурофена». «На перевязки шли простыни. Непонятно откуда взялось лишь чуть больше десятка матрасов, на которые укладывали пострадавших. Не было даже фонариков, чтобы искать раненых», -- рассказал г-н Арановский.

Некоторых пострадавших отнесли в здание электроподстанции, которая находилась неподалеку. Многие люди выходили из стоящего поезда и направлялись к двум оторванным вагонам -- помогать раненым. Подъехавшие местные пожарные, по словам г-на Арановского, «не особо помогли, лишь стояли и докладывали начальству, что происходит». «Мне показалось, я услышал фразу: «У нас два вагона мяса». Самое главное впечатление от произошедшего -- злость оттого, что бригада поезда растерялась и долго ничего не могла сделать. Очень много было потеряно драгоценного времени, когда можно было кого-то спасти. Да и явный недостаток аптечек показался просто невероятным -- не может такого быть, чтобы в таком поезде, особенно после взрыва этого же «Невского экспресса» в 2007 году, никто не сделал выводов и не запас необходимых лекарств или хотя бы бинтов», -- недоумевает г-н Арановский.

Первые «скорые» -- медики из находившейся неподалеку исправительной колонии, прибыли на место минут через 20 и увезли особо тяжелораненых. Врачи забирались в оторванные от состава вагоны через окна, двери оказались заблокированы, и открыть их смогли только прибывшие через пару часов спасатели. Другие машины с медиками прибыли на место лишь спустя полтора часа после катастрофы -- ближайшие крупные населенные пункты находились в 40 км от места крушения, кругом был лес. Людям делали обезболивающие уколы и отправляли на машинах в больницы.

Как отмечает г-н Коварский, работа профессионалов -- «с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора -- в целом порадовала». «Работали быстро, знали, что делать. Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно, с другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать -- это же непролазная чаща... Еще эти ямы. В больницу ехал с двумя тяжелыми, как они орали на каждой кочке, а по лесу ехать пришлось где-то минут тридцать, раза два им приходилось колоть морфин», -- сказал он.

Пассажиров из других вагонов, которые отделались лишь ушибами и ссадинами, пересадили в подъехавший со стороны Петербурга пассажирский поезд, который довез их до станции Угловка. Уже там их пересадили в поезд «Сапсан», на котором уцелевшие и добрались до северной столицы.

Большинство раненых в первые часы были доставлены в ближайшие к месту трагедии районные больницы Новгородской и Псковской областей. В субботу и воскресенье несколькими вертолетами МЧС их эвакуировали в центральные клиники Петербурга и Москвы. Кроме того, для доставки тяжелораненых был задействован самолет МЧС Ил-76 со специальным медицинским оборудованием, который совершил несколько рейсов из военной авиабазы Хотилово, расположенной в районе Бологого. По данным Минздравсоцразвития, всего было госпитализировано 92 пострадавших в катастрофе. Согласно же данным МЧС, в больницы было доставлено 104 человека. Состояние 24 из них медики оценивали как тяжелое. Среди пострадавших, по предварительным данным, оказались шестеро иностранцев -- один -- итальянец, один -- бельгиец, один -- азербайджанец, двое -- граждане Украины и один -- Белоруссии.

По официальным данным на вчерашний вечер, в результате крушения «Невского экспресса» погибли 25 человек. В субботу тела 24 из них были доставлены в Тверь, вчера же было объявлено, что все они были опознаны. По неофициальным данным правоохранительных органов, среди погибших 18 жителей Петербурга, четверо москвичей, один житель Московской области и один житель города Удомля Тверской области. О личности еще одного погибшего не сообщалось. Близкие жертв трагедии были доставлены в Тверь в субботу вечером. Некоторым из 70 родственников и близких погибших при опознании потребовалась экстренная психологическая помощь, одному -- медицинская.

В субботу в МЧС и Минздравсоцразвития официально подтвердили, что среди погибших оказались председатель правления ГК «Автодор» Сергей Тарасов и глава «Росрезерва» Борис Евстратиков. Г-н Тарасов ранее занимал пост вице-губернатора Петербурга, затем являлся членом Совета Федерации, недавно был назначен в «Росавтодор». По предварительным данным, он ехал в первом с конца вагоне "Невского экспресса". 51-летний Борис Евстратиков возглавил «Росрезерв» в апреле этого года, после того как в декабре 2008 года скоропостижно скончался прежний глава ведомства Александр Григорьев. Перед переходом в «Росрезерв» г-н Евстратиков некоторое время занимал пост замруководителя «Росрыболовства», а до этого служил в системе КГБ-ФСБ. Также этим поездом, как выяснилось, ехали еще ряд сотрудников различных госведомств, некоторые из которых пострадали.

Судьба как минимум 12 пассажиров «Невского экспресса» вчера оставалась неизвестна. В субботу, сверив списки людей, купивших билеты в последние два вагона, следователи и спасатели не смогли найти многих из них среди погибших и пострадавших. Поначалу в МЧС сообщали, что пропавшими числятся 26 человек. При этом не исключались самые разные варианты -- эти люди могли как погибнуть, и их тела еще не были найдены, так и выжить и вообще не пострадать и самостоятельно уехать с места катастрофы, или вообще опоздать на поезд. В связи с этим спасатели и представители следствия распространили специальное обращение ко всем, кто ехал в наиболее пострадавших хвостовых вагонах поезда, сообщить о своем местонахождении.

О том, что и второй подрыв «Невского экспресса» стал следствием теракта, руководители спецслужб объявили после первого же осмотра места трагедии при дневном свете в субботу. Сообщалось, что на месте крушения состава была обнаружена воронка диаметром примерно 1,5 метра и глубиной 50 см. Мощность сработавшей на путях мины эксперты оценили в 2--7 кг тротила.

Когда на место ЧП съехались оперативники и руководители различных ведомств, в том числе и глава СКП Александр Бастрыкин, в районе крушения поезда сработало еще одно взрывное устройство. Взрыв раздался около двух часов дня во время осмотра места катастрофы в непосредственной близости от главы СКП. Рядом, кроме него, находились руководитель Главного управления криминалистики СКП, глава Московского межрегионального следственного управления на транспорте и другие сотрудники Следственного комитета. По одним данным, взрыв прогремел за опорой электросети, по другим -- на втором пути. Второй взрыв, впрочем, больше напоминал громкий хлопок или, как сказал один из сотрудников РЖД, «очень мощную петарду», и в результате ни люди, ни инфраструктура не пострадали. Что это был за хлопок, еще только предстоит выяснить следователям.

По одним данным, это могла быть вторая бомба, заложенная террористами, которая просто не сработала из-за сырости. Однако пока неизвестно была ли она на самом деле. Никаких подробностей официально не сообщалось, а по неофициальным данным, элементов мины найдено не было, единственное, что обнаружили оперативники -- остатки «какого-то синего пакета».

В субботу же оперативники, как сообщили в СКП и Генпрокуратуре, нашли компоненты и первого взрывного устройства, которое сработало под локомотивом «Невского экспресса». Кроме того, по словам главы МВД Рашида Нургалиева, на месте происшествия нашли еще некоторые улики -- «очень много предметов». Правда, что это за улики и идет ли речь как раз об элементах взрывчатки или нет, он не уточнил.

Второй взрыв между тем хоть и не нанес никому никаких повреждений, сильно затруднил спасателям и ремонтникам РЖД восстановительные работы -- пришлось вновь вызывать саперов, которые в очередной раз осмотрели пути. В итоге полностью восстановить движение смогли только в воскресенье.

По официальным данным, всего из-за крушения поезда был изменен маршрут движения более 70 пассажирских поездов, в которых находилось около 30 тыс. пассажиров. В среднем задержка поездов составляла 8 часов, однако некоторые поезда задерживались и на 12--15 часов. Причем поезда из Москвы в Санкт-Петербург в основном шли в обычном режиме, а вот составы, направлявшиеся в обратном направлении, были вынуждены ехать объездными путями. В субботу в шесть вечера было открыто движение по первому пути, а уже вчера днем открыли и второй путь. После этого нужда в объездных маршрутах отпала.

Локомотив и устоявшие на насыпи вагоны были отбуксированы с места аварии еще в субботу. Два последних, слетевших под откос вагона поезда вчера оставались на месте -- эксперты продолжали их осмотр. При этом вагоны, представлявшие собой устрашающее зрелище, были затянуты маскировочной сеткой, чтобы не привлекать внимание пассажиров проходящих поездов и местных жителей.

Тем временем, по словам главы МВД России Рашида Нургалиева, у следствия уже появились данные, подтверждающие причастность нескольких человек к крушению поезда. Как сказал министр, «есть один гражданин, который сейчас дает информацию, мы ее проверяем и прежде всего осуществляем сплошной розыск». По словам г-на Нургалиева, этот некий «гражданин» связался с правоохранителями по телефону и в настоящий момент его пытаются разыскать. Кроме этого, как сказал министр, «есть материалы, которые говорят, что есть несколько людей, которые, возможно, были причастны к этому преступлению».

Он также рассказал о приметах одного из подозреваемых -- это мужчина «около 40 лет, коренастого телосложения, рыжеволосый», уже составлен его фоторобот. Примечательно, что под озвученные приметы вполне подошел Павел Косолапов -- один из пособников чеченских боевиков, которого подозревают в совершении подрыва «Невского экспресса» в 2007 году. Единственное несоответствие -- возраст. Сейчас Косолапову должно быть около 30 лет. Впрочем, это отличие не принципиально, ведь многие люди выглядят моложе или старше своих лет. Все остальное же совпадало -- Косолапов также коренаст и рыжеволос. Впрочем, вчера вечером заявили, что определенной информации о возможной причастности Косолапова к последнему подрыву «Невского экспресса» у них нет.

Кроме того, сотрудники милиции разыскивают еще нескольких человек, которые могли быть причастны к теракту. По словам представителя следственно-оперативной группы, жители нескольких поселков, расположенных поблизости места аварии, утверждают, что в последние несколько дней видели незнакомых людей. «Так как ближайшие населенные пункты крайне мало населены, появление постороннего человека всегда бросается в глаза», -- отметил представитель СКП.

Вчера же появилась информация, что ответственность за подрыв поезда уже якобы взяла на себя националистическая группировка "Combat 18". Такое заявление опубликовал в своем блоге один из активистов Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Как в нем говорится, «война, которую ведут националисты, затронет каждого обывателя».

Впрочем, в спецслужбах пока к этой информации отнеслись скептически, расценив его как попытку националистов использовать трагедию для своей рекламы. Во-первых, каких-либо видимых мотивов подрыва поезда у профашистских группировок усмотреть трудно -- разве что в день теракта все мусульмане отмечали Курбан-байрам, но какое отношение к этому имеют пассажиры подорванного поезда, сказать трудно. А во-вторых, вряд ли можно предположить, что члены этой группировки обладают такими ресурсами и умениями, чтобы осуществить такой теракт. Не верит в их причастность и лидер ДПНИ Александр Белов (Поткин), который назвал это сообщение «бредом».

Вчера власти огласили первые решения об оказании помощи пострадавшим и родственникам погибших в катастрофе. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова вчера сообщила, что средства решено выделить из резервного фонда правительства. По ее словам, семьи погибших получат единовременное пособие в размере 300 тыс. руб., получившие тяжелые травмы пассажиры -- по 100 тыс., а те, кто получил ранения легкой степени тяжести, -- по 50 тыс. ОАО "РЖД" намерено выплатить семьям погибших по 500 тыс. руб., а пострадавшим -- по 200 тыс. Деньги будут выплачиваться за счет прибыли компании.

Кстати, последняя трагедия с «Невским экспрессом», не исключено, может поднять в будущем сугубо технический вопрос -- об аварийной безопасности поездов. Очевидно, что причины гибели и ранения пассажиров поезда будут еще тщательно анализироваться. Однако многие очевидцы сразу отметили, что многие пассажиры пострадали в том числе и от обломков пассажирских кресел в разбившихся вагонах, которые при крушении не выдержали удара и сорвались с креплений, калеча людей.

Стоит отметить, что в 1988 году, когда в Тверской области потерпел крушение пассажирский поезд "Аврора", многие также пострадали от металлических частей кресел. Потом специалисты сделали выводы, что подобные конструкции не прочны и опасны в экстренных ситуациях. Тогда в скоростных поездах запретили использовать откидные кресла. "Аврору" и другие поезда переоборудовали по плацкартному принципу. Но потом, видимо, это было забыто, и в новые поезда, в том числе и "Невский экспресс", стали опять ставить откидные кресла.

Будет ли объявлен в связи с катастрофой «Невского экспресса» в стране официальный траур, пока осталось не понятно -- никаких сообщений на этот счет не поступало. Однако руководство ведущих российских телеканалов заявило об отмене в ближайшие дни многих развлекательных программ. Вчера же с минуты молчания в память о жертвах трагедии начались все матчи последнего тура чемпионата России по футболу.

Cкоростной пассажирский поезд, курсирующий по Октябрьской железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом «Невский экспресс» № 165/166, введен в эксплуатацию в 2001 году. Время в пути поезда по расписанию -- четыре с половиной часа. Поезд состоит из 13 вагонов, вагона-ресторана и локомотива. В состав поезда входят вагоны с сидячими местами, купе и СВ. В отличие от электропоезда ЭР200, у которого все вагоны (кроме головных) являются моторными, «Невский экспресс» тянет электровоз. Вагоны для поезда спроектированы и построены на Тверском вагоностроительном заводе, электровоз производства Чехии -- ЧС-200 -- способен развивать скорость до 200 километров в час.

Сергей МИНЕНКО, Михаил ТЕЛЕХОВ, Алексей ГРИШИН
//  читайте тему  //  Теракты в России