|
|
N°220, 30 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баронессе напомнили о молодости
Советский диссидент рассказал о том, как связаны деньги Кремля с главой европейской дипломатии
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объявил на днях о распределении портфелей в новом составе исполнительного органа ЕС. У Баррозу будет семь заместителей, в том числе верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, которая займет пост первого заместителя. По всем кандидатурам пройдут слушания в Европарламенте, комиссия в целом должна быть утверждена в конце января. Мандат Еврокомиссии нового состава рассчитан до 31октября 2014 года.
Чуть более недели назад, 19 ноября, лидеры стран Евросоюза назначили баронессу Эштон первым в истории Евросоюза «министром иностранных дел». Этот пост впервые вводится Лиссабонским договором, предусматривающим реформу институтов ЕС и вступающим в силу с завтрашнего дня. Однако политические противники обвиняют 53-летнюю Кэтрин Эштон в том, что четверть века назад она тайно получала деньги от Советского Союза.
Депутат Европарламента от британской Партии независимости Джерард Баттен обратился с письмом к Баррозу с требованием выяснить, причастна ли баронесса к получению средств, выплаченных Москвой в 1980-е годы британской общественной организации Кампания за ядерное разоружение (КЯР). Он утверждает, что в результате аудиторской проверки в 1982--1983 годах было выявлено, что КЯР не может назвать источник происхождения 176 тыс. 197 фунтов стерлингов (около 300 тыс. долл.), полученных в качестве пожертвований.
Кэтрин Эштон была в то время казначеем КЯР и, по мнению автора письма, должна была знать о происхождении этой суммы. Что касается источника этих денег, то со ссылкой на живущего ныне в Великобритании известного советского диссидента и правозащитника Владимира Буковского депутат Баттен заявляет, что средства «с большой вероятностью» поступили из Кремля.
В интервью «Времени новостей» 66-летний Владимир Буковский рассказал, что в начале 1980-х написал большую статью для газеты «Таймс» с рассказом о том, как ЦК КПСС оказывает финансовую поддержку европейским коммунистическим партиям и общественным движениям: «Конечно, никаких официальных данных на этот счет у меня тогда не было. Статья была написана на основе не очень сложного анализа, из которого следовало, что без финансовых вливаний из Москвы эти партии и движения просто не выжили бы». Уже после распада СССР в 1992 году собеседнику «ВН» удалось продолжить расследование: «На короткое время я получил доступ к архиву ЦК и обнаружил там документы, подтверждавшие мои аналитические предположения. Там были, в частности, постановления секретариата ЦК о направлении средств британским коммунистам и связанным с ними левым организациям, ратовавшим за мир и разоружение. Деньги перечисляли «для усиления влияния компартии среди британских движений за мир».
В числе этих общественных организаций упоминалась КЯР, а добытчиком спонсорских денег для нее был некий Хауард, член компартии. Так что «ниточка просматривается весьма определенно». Владимир Буковский признал, что имени Кэтрин Эштон «в документах ЦК не было и быть не могло. Речь в них шла не о людях, а об организациях. К тому же будущей баронессе было тогда чуть больше 20 лет, и кремлевских боссов ее деятельность вряд ли интересовала».
Кэтрин Эштон в молодости придерживалась леворадикальных взглядов и принимала активное участие в деятельности организаций, протестовавших против политики британского премьера Маргарет Тэтчер. Позже она вступила в респектабельную лейбористскую партию, где быстро выдвинулась на заметные роли. В течение десяти лет Эштон работала в лейбористском правительстве в министерствах образования, конституционных дел и юстиции. В 2007 году баронесса была назначена лидером лейбористской фракции в палате лордов. В октябре 2008 года Эштон сменила в Брюсселе еврокомиссара по торговле Питера Мандельсона. Титул баронессы был пожалован ей королевой Елизаветой в 1999 году с подачи премьера Тони Блэра.
Вопрос о причастности новоиспеченного «министра иностранных дел» Евросоюза к советским пожертвованиям на прошлой неделе обсуждали на пленарном заседании Европарламента. Тогда лидер британской Партии независимости Найджел Фарадж задал вопрос: «Станет ли баронесса Эштон отрицать, что в бытность казначеем КЯР она получала средства от организаций, являвшихся противниками демократии западного образца?». По его мнению, недопустимо, чтобы человек, которому поручено осуществлять политику внешней безопасности Евросоюза, в прошлом был активистом подобной организации. В ответ представитель г-жи Эштон, которая не присутствовала на заседании, сообщил Европарламенту: «Все это происходило 25 лет назад. Она ушла из КЯР в 1983 году и с той поры не участвовала в работе этой организации. Во время работы в КЯР она никогда не бывала в Советском Союзе и никогда не принимала никаких денег из советских источников. Она впервые посетила Россию, когда была членом Европейской комиссии по торговле».
В пресс-службе КЯР (эта организация существует и поныне) «Времени новостей» сообщили, что вся эта история является «попыткой вытащить на свет старый скучный мусор 1980-х годов». «Никто никогда не представил никаких доказательств финансирования Советским Союзом нашей организации, потому что таких доказательств не существовало в природе. В начале 1980-х мы выступали против размещения на британской территории американских крылатых ракет, и министерство обороны пыталось скомпрометировать нас в глазах общественности». «Когда эти обвинения прозвучали впервые, генеральный секретарь КЯР Брюс Кент предложил премию в 100 фунтов тому, кто сумеет документально подтвердить факт советского финансирования. Но премия осталась невостребованной», -- говорится в официальном заявлении организации.
И все же скандал вокруг прошлого баронессы еще не улажен. Во время январских слушаний по утверждению баронессы на новом посту консервативные депутаты Европарламента могут предпринять новую попытку связать ее прошлое с советским прошлым. Об этом, в частности, свидетельствует и резкое заявление правого депутата из Чехии Гынека Файмона. На днях он заявил, что «нет сомнений в том, что Кремль поддерживал деятельность КЯР. Если госпожа Эштон в качестве казначея играла в этом какую-то роль, это большой скандал».
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон