|
|
N°108, 21 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По местам боевой славы
Борис Ельцин навестит Брестскую крепость и Беловежскую пущу
Сегодня на отдых в Белоруссию прилетает первый президент России Борис Ельцин. Первые дни поездки обещают стать несколько утомительными. На 21 и 22 июня запланированы в основном официальные мероприятия -- переговоры c Лукашенко, посещение Брестской крепости и возложение там венков в день начала войны. Разговор с белорусским президентом вряд ли будет легким. Скорее всего, будут обсуждаться проблемы, возникшие в российско-белорусском союзе, и предстоящая встреча Лукашенко и Путина -- президенты договорились увидеться после 25 июня.
С 22 по 29 июня Ельцин будет отдыхать в президентской резиденции «Вискули», где когда-то подписал Беловежские соглашения. О том, какая программа подготовлена для первого российского президента в Вискулях, официальные источники умалчивают.
Сегодня должна состояться встреча Бориса Ельцина с его однокурсниками по Уральскому политехническому институту. Ни слова о политике сказано не будет -- об этом Ельцин договорился с однокурсниками очень давно, рассказывает начальник отдела главэкспертизы при министерстве архитектуры и строительства Белоруссии Юрий Сердюков. Он и его жена Энеля очень надеются, что встреча Бориса Ельцина с однокурсниками не сорвется.
В 1991 году встреча не состоялась. «Когда Борис приезжал в Вискули на подписание Беловежских соглашений, он очень хотел с нами встретиться, -- рассказывает Юрий Сердюков. -- Позвонил, попросил приготовить пельмени. Но нашим чиновникам не хотелось ломать свой график. Мы с супругой наделали пельменей, ждали. И вдруг узнаем из теленовостей, что Борис уже уехал в Брест. Позвонил оттуда и пообещал, что будет ровно через четыре часа. А тут ему сопровождающие сказали, что он вылетает в Москву прямо из Бреста. Борис очень расстроился, но в тот раз пельмени нам пришлось есть самим».
Как рассказал Юрий Сердюков газете «Время новостей», он вместе с Ельциным поступил в Уральский политех в 1948 году, и с первого по третий курс жил с ним в одной комнате. С Наиной Ельциной Сердюков 14 лет проработал в одной проектной организации. Общение продолжалось, когда Борис Ельцин работал в ЦК. («При каждом посещении Москвы мы забегали к ним».) А когда в 1987 году у Ельцина наступили трудные времена, однокурсники пытались поддержать его морально. В 1988 году Наина Ельцина подарила Сердюковым фотографию мужа с подписью: «Дорогие друзья, будем надеяться на лучшее».
По мнению Юрия Сердюкова, Ельцин задумывался о большой политической карьере еще в ранней молодости. «Очень показательным был и съезд компартии, на котором присутствовал Фидель Кастро. Тогда всем докладчикам разослали готовые тексты, утвержденные обкомом партии. Борис за ночь полностью переписал доклад. Он шел на большой риск. Ведь это расценивалось как нарушение партийной дисциплины. Полусонный Брежнев ничего не понял, а Фидель сказал, что доклад Ельцина был единственным, который ему понравился. Это и спасло Бориса».
По словам Сердюкова, отношения Ельцина с бывшими однокурсниками не изменились после того, как он стал президентом России. «За все эти годы мы никогда его ни о чем не просили, не пытались уладить с его помощью никаких вопросов». Каждый раз, когда Ельцин собирался в Минск, представители белорусских властей звонили Сердюковым и спрашивали, есть ли у них какие-то проблемы, предлагали помощь. Но когда визиты не планировались, об однокурсниках Бориса Ельцина забывали. На вопрос о том, был ли президент России в их минской квартире, Юрий Сердюков ответил: «Как-то не получалось. Да и мне неудобно. Дороги разбитые, подъезды грязные. Я как-то сказал об этом Наине, а она: «Ты намекни, что мы к тебе собираемся приехать». Но я не стал».
Наталья ВИКТОРОВА, Минск