|
|
N°108, 21 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экстремизм подвели под статью
Законодатели сформулировали, что это такое
Экстремистских организаций в России скоро не будет. Закон о противодействии экстремизму, развязывающий властям руки, вот-вот появится. Проект его, присланный президентом, Дума одобрила вчера во втором чтении, до конца весенней сессии утвердит окончательно, и в середине лета он обретет силу.
Видимо, тогда и выяснится, есть ли в стране экстремистские организации, сколько их и какие они: националистические, религиозные или политические. Пока полномочный представитель президента в Думе Александр Котенков, разъясняя то или иное положение нового закона, мог в качестве примера называть лишь «ваххабитов» и «террористов». Приводить иные примеры он не имел права. По законопроекту, только суд может решить, что какая-нибудь организация -- экстремистская. Если она действовала официально, была приличной, а потом скатилась к экстремизму, то суд ее ликвидирует. Нелегалов же будут запрещать.
Правда, понятие «экстремистская деятельность» было прописано в проекте так, что заставило думцев в первую очередь обеспокоиться собственной судьбой. Ко второму чтению президентский проект заносил в разряд экстремизма «пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан», в том числе и «по признаку социальной принадлежности». Партии же, как показывает практика, выигрывают выборы как раз за счет пропаганды своего превосходства и неполноценности противников. Кроме того, проект помимо расовой, национальной и религиозной вражды запрещал еще и возбуждение вражды социальной. В связи с чем думцы заподозрили, что власть при желании может ликвидировать любую партию, организовавшую мирную акцию социального протеста. Два часа депутаты искали подходящую формулировку, и нашли: экстремист тот, кто возбуждает социальную рознь, применяя насилие или призывая к насилию.
Затем обнаружилось, что ликвидировать-то организацию, действительно, вправе только суд, но Генпрокуратура или Минюст могут приостановить ее деятельность, если будут располагать сведениями о «планировании, подготовке или проведении» действий эсктремистского характера. Фракция «Яблоко» настаивала на том, чтобы и вопрос о приостановке решал только суд, причем Верховный. Полпред президента Александр Котенков пояснил, что это касается лишь общественных организаций: приостанавливать деятельность партий будет только суд. Думцы успокоились и не приняли предложения «Яблока», чем сильно возмутили коммунистов.
«Это закон о войне с гражданским обществом», -- сообщил коммунист Анатолий Лукьянов, который не сомневается, что под подозрением окажутся все. Глава же думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников (фракция СПС), напротив, уверен, что «закон репрессивный, но демократичный». Однако коммунистам известно, что демократичные законы могут действовать только в демократической стране. «А нам, -- заявил координатор фракции КПРФ Сергей Решульский, -- нельзя строить страну, где чиновник, коррумпированный бюрократ будет диктовать, свободный ты человек или не свободный».
Если принять этот закон, то «половину Уголовного кодекса можно будет выбросить», убеждал коммунист Виктор Илюхин. Все статьи УК, предусматривающие ответственность за конкретные преступления, можно будет, по словам г-на Илюхина, заменить словом «экстремизм». «Хулиганские действия», «массовые беспорядки по идеологическим мотивам», «насильственное изменение конституционного строя» -- это разные составы преступления, предусматривающие разные наказания. Но наказать за это, по мнению г-на Илюхина, будет невозможно, потому что законопроект о противодействии экстремизму требует: сначала суд должен установить, что эти действия совершены экстремистской организацией. Экстремист-одиночка будет наказан по статьям УК, ответил г-н Котенков. А президентский законопроект, по его словам, устанавливает запрет на деятельность экстремистских организаций.
Иными словами, экстремистских организаций скоро не будет, а скинхеды и футбольные фанаты останутся. У них ведь нет организации. Для массовых беспорядков им достаточно пива. Разве что появление антиэкстремистского закона подтолкнет правоохранительные органы к тому, чтобы жестче и оперативнее применять статьи УК в отношении неорганизованных экстремистов.
Что делают экстремисты:
Пытаются насильственно изменить основы конституционного строя, нарушить целостность Российской Федерации; подрывают ее безопасность; захватывают или присваивают властные полномочия; создают незаконные вооруженные формирования; осуществляют террористическую деятельность; возбуждают расовую, национальную или религиозную вражду, а также социальную рознь с применением насильственных методов или призывами к насилию. Экстремисты унижают национальное достоинство; организуют массовые беспорядки, хулиганские действия и акты вандализма по вышеперечисленным мотивам. Они пропагандируют превосходство либо неполноценность граждан, зачастую с демонстрацией нацистской символики либо символики экстремистской организации. Финансирование или техническое содействие экстремизму уголовно наказуемо.
Из статьи 1 законопроекта о противодействии экстремизму
Виктор ХАМРАЕВ