|
|
N°220, 30 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Президент правительства"
Кроме газа и автопрома Владимир Путин в Париже отвечал на политические вопросы
В пятницу глава российского правительства Владимир Путин провел очень плодотворный день во Франции. Межправительственные переговоры увенчались важнейшими коммерческими соглашениями между "АвтоВАЗом" и Renault, а также "Газпромом" и Electricite de France (EDF). Уже к середине дня стало известно, что все ожидаемые документы подписаны: EDF войдет в «Южный поток», а Renault не устранится от спасения российского автозавода, хотя и не будет вкладывать "живые деньги" и пока не получит контрольный пакет терпящего бедствие российского автогиганта.
На пресс-конференции по завершении всех мероприятий главы правительств двух стран Франсуа Фийон и Владимир Путин выражали удовлетворение итогами переговоров. Председатель французского кабинета министров рассказал обо всех достигнутых договоренностях: подписание соглашения о профессиональной миграции, договор о практическом применении Киотского протокола (российская ТНК-ВР продала квоты на выбросы банку «БНП Париба»), вступление EDF в проект «Южный поток», соглашение по автомагистрали Москва -- Санкт-Петербург, сотрудничество в области фармацевтики.
«Мы выходим на трансформацию наших хороших, высокого уровня политических отношений в сферу реальной экономики, сегодня мы наблюдаем реальный прорыв. И заметное движение выражается не только в подписанных сегодня бумажках, оно выражается в объемах инвестиций, в перспективах совместной работы, которая практически по всем направлениям уже началась. Это и машиностроение, авиация, двигателестроение, это космос», -- заявил российский премьер.
В свою очередь журналистов интересовали и несколько иные вопросы. Представители французских СМИ сразу же поинтересовались у Владимира Путина, зачем России вертолетоносец «Мистраль» и получил ли г-н Фийон заверения, что это судно не будет использоваться против Грузии.
«Что касается продажи боевого корабля «Мистраль», надо сказать, что это судно выполняет скорее логистические функции», -- уклонился от прямого ответа французский премьер-министр (стоит отметить, что как раз логистика крайне важна для обеспечения доставки российского десанта на территорию Грузии с моря), отметив важнейшую роль Франции и ее президента в разрешении грузинского кризиса.
Отвечая на вопрос, не разочарован ли г-н Путин, что президент Франции Николя Саркози не принял его лично, российский «президент правительства», как его называли во французской прессе, явно оживился: «По поводу возможности нашей встречи с президентом Франции, насколько мне известно, он сегодня находится в Латинской Америке, и мы с ним разговаривали по телефону, -- последовательно начал российский премьер, но неожиданно уклонился от темы: -- Как вы знаете, в соответствии с Конституцией я был обязан оставить пост президента и занять более скромную позицию -- меня это нисколько не смущает, более того, мне эта работа нравится. А наши отношения с г-ном Саркози -- он меня зовет просто Владимир, я его Николя -- они с тех пор не изменились, несмотря на то что он такой большой начальник, а я скромный чиновник российской администрации. Желаю, чтобы и у вас были такие же друзья и, когда вы оставите такую заметную работу, будете занимать гораздо более скромные позиции, а это тоже возможно в жизни, чтобы от вас ваши друзья тоже не отвернулись».
Возвращаясь к вопросу о вертолетоносце, Владимир Путин сообщил, что у российского правительства имеются и другие конкурентные предложения «и вообще мы еще для себя не решили: будем мы что-нибудь покупать в этом смысле (военные корабли. -- Ред.) по импорту, хотя это не исключено». «Что касается применения наших вооружений, я могу вам сказать, что если мы что-то будем приобретать, то мы будем применять вооружение там, где посчитаем нужным», -- заверил российский премьер.
Российская пресса попросила конкретизировать достигнутые договоренности по "АвтоВАЗу". «Российское правительство предоставит необходимые ресурсы на решение вопросов социального характера и для развития предприятия в общем объеме 50 млрд руб. Возможно, что мы капитализируем ранее выданные кредиты, и тогда поддержка составит 75 млрд», -- для начала рассказал о действиях государства российский премьер. Относительно участия французского совладельца была достигнута договоренность, что доля Renault (25% плюс одна акция) не будет снижаться, но может быть увеличена -- «пока об этом договоренности нет, но она не исключается. В случае заинтересованности французской стороны мы готовы это рассмотреть».
Стоит напомнить, что Renault всячески демонстрировала как раз нежелание принудительно наращивать свою долю, но в условиях уже объявленной допэмиссии акций размытие пакета было признано худшим злом, чем вынужденные инвестиции. После прошедших переговоров компания взяла на себя обязательства внести средства в объеме 300 млн евро, но исключительно в виде технологий.
Представители французских СМИ задали вопрос и о правах человека в России. Стоит отметить, что французская пресса встретила российского премьера недружелюбно: в пятницу Liberation разместила на первой странице броский заголовок: «Коррупция, убийства... la routine Poutine». Le Monde опубликовала интервью «самого известного заключенного» России -- Михаила Ходорковского. «Недавно в заключении в России умер адвокат (Сергей Магнитский. -- Ред.), убивают правозащитников. Вас это не смущает, господин премьер-министр? Это ведь вредит имиджу России -- собираетесь ли вы бороться с этим?» -- атаковал на итоговой пресс-конференции Владимира Путина французский журналист.
«Мы в силу нашей компетенции вынуждены заниматься конкретными вопросами, связанными с производством и экономикой, -- парировал г-н Путин. -- Хотя те сферы, которые вы затронули, безусловно, являются очень важными и всегда должны находиться в поле зрения органов власти и управления». Российский премьер в очередной раз использовал свой, пожалуй, излюбленный прием сравнения: «Вот господин Мэдофф (создатель крупнейшей финансовой пирамиды. -- Ред.) в Соединенных Штатах получил пожизненный срок, и никто не чихнул -- все говорят: «Молодец, так ему и надо». Сейчас в Великобритании решается вопрос о выдаче хакера в США, где ему грозит 60 лет тюрьмы, а ущерб, который он нанес, -- миллион долларов. Чего вы о нем не спрашиваете? У нас деятельность некоторых наших фигурантов по уголовным делам нанесла ущерб России в миллиарды долларов, в миллиарды! Кроме того, есть и претензии с точки зрения как раз покушения на жизнь и здоровье конкретных людей в ходе их так называемой коммерческой деятельности. И эти деяния доказаны судом».
После завершения пресс-конференции российские журналисты получили возможность уточнить подробности двух самых интригующих документов под малозначащими названиями «Меморандум о взаимопонимании» между "Газпромом" и EDF и «Соглашение о намерениях сторон» между «АвтоВАЗом» и Renault.
Как сообщил глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов, решение, как именно «АвтоВАЗу» будут перечислены средства для реструктуризации, будет принято до 1 марта 2010 года, в эти же сроки должна быть подготовлена программа развития автозавода до 2016 года. А французская автокомпания определится и с увеличением доли в АО, и с возможными прямыми инвестициями. Уже в самое ближайшее время концерн Renault--Nissan поставит "АвтоВАЗу" технологическое оборудование: на 240 млн евро -- от Renault, на 60 млн -- от Nissan. Вице-премьер Игорь Сечин уточнил, что финансовая помощь «АвтоВАЗу» от российского правительства может поступить уже в декабре 2009 -- январе 2010 года. А французско-японский альянс получит право использовать мощности завода в Тольятти для производства автомобилей для российского рынка, но 70% продукции будут составлять модели под российским логотипом.
Анонсированное соглашение между «Газпромом» и EDF предусматривает вхождение французского электроэнергетического гиганта в проект строительства морской части газопровода «Южный поток» (по дну Черного моря из России в Болгарию). Сейчас акционерами зарегистрированной в Швейцарии South Stream AG на паритетных началах являются «Газпром» и итальянская Eni. Предполагается, что доля российского концерна останется неизменной, а конкретные условия стороны должны отработать в трехстороннем формате.
В меморандуме имеется и пункт о возможном обмене активами, зашифрованный в развитии сотрудничества «Газпрома» и EDF в области электроэнергетики, в том числе во Франции. Французский холдинг должен предложить российскому опцион на участие в одном из перспективных проектов на своих традиционных рынках, а также в странах Юго-Восточной и Центральной Европы, через которые должен пройти «Южный поток» (помимо Болгарии и Италии это Сербия, Венгрия, Словения, Греция и Австрия). Сейчас у EDF есть генерирующие станции в Венгрии (крупнейший производитель электричества и тепла в столичном регионе) и Италии (50-процентная доля в трех действующих станциях мощностью 164 МВт и двух строящихся на 112 МВт).
Куратор энергетического сектора в правительстве г-н Сечин уточнил, что EDF получит возможность закупать на долгосрочной основе до 6 млрд кубометров в год через «Южный поток». Это соответствует 10% запланированной проектной мощности трубы и согласованной доле французов в проекте.
Вице-премьер также не остался в стороне и от дискуссии по поводу покупки французского вертолетоносца. Он возглавляет совет директоров Объединенной судостроительной корпорации и по долгу службы заинтересован в том, чтобы сделка не состоялась: «В принципе это обыкновенная технология типа Ro-Ro (Roll-on/Roll-off --- загрузить/выгрузить. -- Ред.) -- сделать такой мы тоже сможем. Если будет заказ от Министерства обороны, Объединенная судостроительная корпорация готова его реализовать».
Юлия МИРОНОВА, Париж--Москва, Алексей ГРИВАЧ