Время новостей
     N°220, 30 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2009
Надо перестать давать
Иностранным инвесторам в России больше всего мешают откаты
Добиться заявленной модернизации экономики без привлечения иностранных инвестиций не получится, согласились все участники состоявшегося в конце минувшей недели в Торгово-промышленной палате «круглого стола». Однако в том, что требуется для улучшения инвестиционного климата в России, мнения наших и иностранных участников существенно разошлись. Российские эксперты говорили о необходимости снижения налогов и других административных барьеров, а уже работающие в стране зарубежные бизнесмены жаловались на откаты, необходимость «договариваться» и недобросовестную конкуренцию.

В условиях мирового экономического кризиса привлекательность российской экономики для иностранных вложений снизилась. По данным «Росстата», общий объем иностранных инвестиций, поступивших в январе--сентябре 2009 года, составил менее 55 млрд долл., что на 27,8% меньше, чем за тот же период 2008 года. В том числе прямые иностранные инвестиции сократились еще сильнее и составили менее 10 млрд долл., или 48,1% по сравнению с январем--сентябрем прошлого года. Началось стремительное уменьшение количества миноритарных акционеров в крупных компаниях, что свидетельствует о невыгодности портфельных инвестиций.

Конечно, это всеобщая тенденция. Однако, по мнению вице-президента ТПП Владимира Страшко, государство имеет все возможности внести свой вклад в повышение инвестиционной привлекательности страны. Кое-что, полагает он, уже сделано. Приняты антирейдерские законы, улучшена система разрешения корпоративных споров, приняты законодательные акты против преднамеренного банкротства.

Инвестиционный климат в России часто подвергается серьезной и справедливой критике, признал председатель комитета ТПП по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. Но крупные и средние иностранные компании присутствуют на российском рынке, и он их привлекает даже в условиях кризиса. Причем речь идет не только о компаниях сырьевого сектора, сферы торговли или высоких технологий, но и о предприятиях сельского хозяйства, машиностроения и даже оборонного комплекса. «Так что не все так плохо», -- сделал вывод экономист.

Но не стоит думать, что ресурс государственного воздействия на ситуацию полностью исчерпан. Владимир Страшко считает, что для улучшения инвестиционного климата в России нужно гарантировать стабильность принципов налогообложения. По крайней мере, обещать, что налоги расти не будут. Нужны госгарантии на все иностранные инвестиции и 50-процентная льгота по части налога на прибыль, направляемую на расширение и обновление производства.

По мнению Антона Данилова-Данильяна, повышению инвестиционной привлекательности российской экономики мешает отсутствие «дедушкиной оговорки» (существовавшей в России во времена президента Бориса Ельцина практики гарантирования на разумный период окупаемости новых проектов с иностранным участием стабильности налоговой, тарифной и административной нагрузки, неизменности принципов технического регулирования и т.п.). Против такого порядка возражает, по словам эксперта, Министерство финансов, опасающееся полукриминального отношения бизнеса к налоговой оптимизации, а также сложности администрирования льготных и особых налоговых режимов.

По словам экономиста, многие иностранные компании, особенно рассматривавшие возможность инвестирования в высокотехнологичные отрасли, сейчас отказываются от работы на нашем рынке. Их пугает увеличение налоговой нагрузки в связи с повышением в 2011 году обязательных страховых платежей с нынешних 26% фонда оплаты труда до 34%. Так как в этой сфере весьма высоки расходы на квалифицированные кадры, то увеличение фискальной нагрузки в 2--2,5 раза оказывается неприемлемым.

По словам г-на Данилова-Данильяна, «в мире нет примера, чтобы в условиях кризиса происходило столь масштабное увеличение социальных обязательств государства», как предполагаемое повышение пенсий в России с января 2010 года. «Неверная социальная, налоговая и тарифная политика приводят к повышению уровня инфляции, к которой Центробанк РФ напрямую привязывает ставку рефинансирования. Как следствие, проценты по кредитам в России остаются неприемлемо высокими», -- уверен экономист.

Режим «одного окна» нужно создать не только для регистрации юридических лиц, но и для иностранных инвесторов, которые могли бы проходить все требуемые по закону процедуры в течение, скажем, ста дней. Необходимо также упростить разрешительную систему в области проектирования хотя бы в тех случаях, когда речь идет о типовых проектах, реализуемых в странах Организации экономического сотрудничества и развития, в чьих стандартах у нас нет оснований сомневаться.

Исполнительный директор Российско-германской внешнеторговой палаты Александр Маркус уверен, что на пути иностранных инвестиций в России стоят слишком высокие административные барьеры. «Вы тащите все правила из Советского Союза, и нет системного изменения законодательства», -- полагает предприниматель. Например, регуляторные системы в налоговой, правовой сфере настолько сложны, что это делает просто невозможным их нормальное администрирование. В итоге создаются условия для избирательного применения законов, возможности не соблюдать их на условиях «договоримся». Одновременно г-н Маркус отметил в качестве положительной тенденции повышение уровня независимости российской судебной системы. Как следствие, иностранные инвесторы стали чаще выигрывать дела в наших судах.

Президент общественного фонда «Деловая перспектива» Дина Крылова считает, что основной проблемой стран с переходной экономикой является неправильное отношение чиновников к своим должностным полномочиям. Чиновники воспринимают их не как обязанности, которые необходимо исполнять, а как личные «кормушки». Ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в российском законодательстве прописана слабо. В результате у нас ведется в основном борьба со взяточничеством, а «это все равно что бегать с тапкой за каждым тараканом вместо того, чтобы использовать современные инсектицидные средства».

Генеральный управляющий Knauf в СНГ Герд Ленга решил поспорить с российскими участниками «круглого стола» и заявил, что российское налоговое законодательство очень простое, особенно по сравнению с германским. По его словам, угрозы для немецкого бизнеса, работающего в России, возникают скорее в связи с новым германским налоговым законодательством, которое обязывает местные компании, выводящие свои предприятия за пределы страны, платить налоги в таком объеме, как будто эти предприятия продолжают работать в ФРГ.

Зато решить проблему коррупции в России, считает Герд Ленга, очень просто: «надо перестать давать». «Взяточничество -- это единственное преступление, где есть добрая воля и преступника, и жертвы. Наша компания лучше откажется от сделки, от осуществления конкретного проекта, чем пойдет на дачу взятки», -- заверил г-н Ленга.

Ведущий «круглого стола» заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков подтвердил, что крупные иностранные компании практически не платят взятки. Но, улыбаясь, предупредил: «Когда бизнес не идет на это добровольно, проверяющие начинают пытаться приводить его принудительно». И очень печальным тоном выразил надежду, что «всем инвесторам хватит мужества и сил противостоять натиску чиновничества».

Другим способом решения возникающих в общении с госорганами проблем, используемым Knauf, поведал г-н Ленга, является привлечение дополнительной рабочей силы для взаимодействия с бюрократией. Так, в компании есть три человека, которые занимаются оформлением разрешений на работу в России для десяти иностранных сотрудников компании. «У меня лично есть разрешения на работу в 13 регионах России, где работают предприятия нашей фирмы. В статистике миграционной службы я учтен как 13 разных иностранцев», -- поделился своим опытом бизнесмен.

Гораздо больше, чем взяточничество, г-на Ленга беспокоят откаты. «Суммы откатов намного выше масштабов коррупции. Это третья беда России», -- заявил предприниматель и даже не стал расшифровывать, что он понимает под откатами, да никто из присутствующих этого и не потребовал.

Огромные убытки крупным иностранным компаниям, работающим в России, приносит подделка их продукции. «Контрафактные товары считаются частной проблемой предпринимателей, а не государственной проблемой. Нет представления, что подделки таят в себе угрозу здоровью и даже жизни граждан», -- сокрушался Герд Ленга. Из-за подделок своей самой популярной продукции -- гипсокартонных плит -- компания Knauf ежегодно несет убытки в несколько десятков миллионов евро. «На полученные с них налоги можно было бы содержать на очень хорошей зарплате достаточное число государственных служащих, в задачи которых входила бы борьба с контрафактом», -- полагает бизнесмен. По его словам, недобросовестные конкуренты демпингуют на рынке не только за счет экономии на налогах и низкой зарплате своих работников, но и на перевозках по железной дороге. Оказалось, если гипсокартонные плиты назвать листами, то их перевозка обойдется на 30% дешевле.

Эксперт комитета Госдумы по безопасности Олег Иванов уверен, что борьба с контрафактом в России возможна, но в том, что она ведется вяло, зачастую виноваты сами правообладатели. «С их стороны нужна определенная воля защищать свою интеллектуальную собственность», -- считает г-н Иванов. Однако, по его словам, очень часто правоохранительные органы сталкиваются с тем, что правообладатели отказываются предъявлять претензии фальсификаторам их продукции. В результате статьи 146 (нарушение авторских и смежных прав) и статьи 180 (незаконное использование товарного знака) Уголовного кодекса относятся к тем, что практически не работают. По ним не было вынесено ни одного приговора с реальным сроком заключения.

Андрей СУСАРОВ