Половина генерирующих мощностей может вскоре быть сосредоточена в руках государства
Стало известно имя нового главы «Интер РАО». Место
перешедшего в «Русгидро» Евгения Дода занял Борис Ковальчук, занимавший пост заместителя генерального директора «Росатома». В госкорпорации он курировал вопросы стратегического развития «Интер РАО». Напомним, что стратегической целью для нового менеджмента гидрогенератора и энергоэкспортера, по сообщению источников «Времени новостей», является дальнейшая консолидация энергоактивов. Впрочем, эксперты скептически относятся к возможной перспективе объединения.
Новый руководитель энергоэкспортера, как отмечают источники, близкие к компании, пока только принимает дела, но в сообщении «Интер РАО» уже говорится, что переход г-на Дода в «Русгидро» и назначение г-на Ковальчука исполняющим обязанности председателя правления энергоэкспортера приведут к более тесному взаимодействию и развитию синергетического эффекта в деятельности обеих компаний, которые будут способствовать развитию всей электроэнергетической отрасли страны. Напомним, что вслед за бывшим руководителем в «Русгидро» перешла целая команда менеджеров, которые, по оценке различных источников, являются видными специалистами в области слияний, поглощений и интеграции систем управления. Однако, как отмечают опрошенные «Временем новостей» эксперты, перспективное объединение «Русгидро» и «Интер РАО», хотя и имело бы краткосрочный положительный эффект, в то же время пошло бы вразрез с самой идеей реформы отечественной электроэнергетики. «Замысел преобразований в отрасли состоял в создании конкурентной среды в генерации. Появление же такой компании будет иметь ровно противоположный эффект», -- отметил аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр. Он напомнил, что «Интер РАО» управляет мощностями в 20 ГВт, «Русгидро» в свою очередь является оператором еще 25 ГВт. Если прибавить сюда еще мощности «Росатома», который является основным акционером энергоэкспортера (владеет 57,3%), то получится, что возникнет энергогигант, который будет контролировать не только весь российский экспорт-импорт электричества, но и на который будет приходиться половина генерируемой в стране мощности. Сюда можно прибавить еще 16% генмощностей, которые контролирует «Газпром», и тогда доля государства окажется столь велика, что электроэнергетику можно будет считать вернувшейся к состоянию монополии. «Это будет вполне в духе укрупнения компаний и консолидации активов в руках государства, как это происходило и в других отраслях. Но в этом случае цели реформы достигнуты не будут. Не произойдет ни сокращения издержек, ни, что главное, снижения тарифов для потребителей», -- посетовал эксперт.
В то же время специалисты отмечают, что у возможного объединения есть и очевидные плюсы. Так, например, аналитики полагают, что после объединения у того же «Интер РАО» появится возможность за счет «Русгидро» финансировать зарубежную экспансию и крупные стройки. Кроме того, произойдет консолидация всех издержек на балансе одной компании. Стоит оговориться, правда, что все вышеперечисленные положительные моменты, по словам экспертов, будут носить лишь краткосрочный характер.