Узбекистан может вернуть демонтированные памятники героям Великой Отечественной войны в Ташкент
Ташкент отреагировал на сигнал, адресованный ему Кремлем через пикет движения "Наши" у посольства Узбекистана в России, который был устроен в знак протеста против
демонтажа в ночь на 22 ноября в узбекской столице памятника советскому солдату -- участнику Великой Отечественной войны. Узбекские власти на словах обещают сохранить и вернуть на прежние места бюсты узбекистанцев -- Героев Советского Союза. Между тем, по сведениям "Времени новостей", памятник советскому солдату уже фактически уничтожен.
В Ташкенте с пониманием отнеслись к содержанию сигнала из Москвы: мол, не вынуждайте нас официально реагировать на эту акцию, надо бы вам самим как-то объясниться с общественным мнением в России, которому невдомек, что должна быть разница между переносом Бронзового солдата из центра города на мемориальное кладбище в Таллине в 2007 году и сносом Медного солдата в Ташкенте в 2009-м. Там дело происходило в натовской, почти вражеской стране, а здесь в государстве -- члене ОДКБ.
Действительно, два года назад глава российского МИДа Сергей Лавров отреагировал на события в Таллине мгновенно: «Эстония наплевала на европейские ценности». Узбекистану пришлось бы напоминать про некие «азиатские ценности»...
В Ташкенте поручили объясниться своему послу в Москве (действительно, к нему же приходили пикетчики) Илхому Нематову. 25 ноября через ИТАР-ТАСС он заверил, что все экспонаты, вывезенные из парка-музея вооруженных сил в Ташкенте, были демонтированы для реставрации к празднованию 65-летию Победы. «Все экспонаты отреставрируют и возвратят на свое прежнее место», -- заявил узбекский посол.
"Мы очень дорожим нашим прошлым, чтим ветеранов, ведь во время войны Узбекистан направил на фронт порядка 1,5 млн человек, каждый третий из которых не вернулся... -- сказал г-н Нематов. -- В нашей стране нет ни одной семьи, которая не пострадала бы от войны".
Тут даже не столь важно, что узбекский дипломат избегает называть войну Великой Отечественной, иначе это будет идти вразрез с официальной историографией суверенного Узбекистана, в которой утверждается, что «Узбекистан принимал участие во второй мировой войне на стороне СССР». Интереснее другое.
Во-первых, г-н Нематов утверждает совершенно противоположное тому, что сообщил РИА Новости несколько дней назад официальный источник в минобороны Узбекистана. Напомним, военный аноним заявил тогда, что памятники убраны, поскольку они «не совпадают с содержанием экспозиции Музея вооруженных сил, которая отражает историю вооруженных сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития вооруженных сил Узбекистана».
Во-вторых, посол Узбекистана ничего не говорит о будущей судьбе самого монумента советскому солдату, не уточняя, вернется ли он на свое прежнее место или нет. Подобную предусмотрительность можно понять, ведь шестиметровую фигуру Медного солдата, стоявшего на пятиметровом постаменте, уже распили в ту же ночь, когда «готовили к реставрации» остальные экспонаты, танки, пушки, самолеты. Сейчас все они, по сведениям «Времени новостей», вывезены на полигон завода по ремонту вооружений в поселке Солдатское неподалеку от Ташкента.
Предполагалось, что затем большая часть экспонатов должна быть отправлена на переплавку в качестве металлолома на металлургический завод в Бекабаде. Теперь, после обещания посла «вернуть памятники отреставрированными на прежнее место», судьба может их пощадить.
Впрочем, на этот счет есть определенные сомнения, ведь вышеуказанные обещания были адресованы только российской аудитории. В Ташкенте до сих пор, спустя два дня после сделанного г-ном Нематовым заявления, никто об этом не знает, газеты не сообщают, телевидение и радио хранят молчание. Что вполне естественно: тогда ведь узбекская пресса сначала должна сообщить, что ташкентский парк-музей вооруженных сил уже почти неделю как полностью опустел. А до сих пор такой отмашки в прессу от властей не поступало. И это понятно, зачем людям портить настроение накануне праздника Курбан-байрам, который согласно изданному на днях указу президента Узбекистана отмечается сегодня в стране.
А еще посол Узбекистана в Москве высказался по поводу снесенного на прошлой неделе в Ташкенте бывшего православного храма, построенного в конце XIX века известным российским архитектором Алексеем Бенуа. По какой-то причине Илхом Нематов заявил, что «это здание никогда не использовалось как часовня или как храм». Между тем до большевистской революции именно так оно и использовалось -- в качестве церкви при учительской семинарии. А затем долгие годы как памятник архитектуры находилось под охраной государства. Причем как в советское, так и в постсоветское время. Другое дело, что г-н Нематов совершенно прав, говоря, что если бы митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, «пользующийся большим уважением в Узбекистане, был против сноса, то мы бы это учли и никто ничего не тронул бы».
В том-то и беда, что Ташкентской православной епархии, как выяснилось, не было дела до памятника русской церковной архитектуры. Как стало известно «Времени новостей», еще в 2005 году узбекские власти предлагали Ташкентской епархии и российской дипмиссии передать в российскую собственность здание бывшего храма, но ответа не получили.
На этот раз российские дипломаты в Ташкенте решили высказаться. Пресс-секретарь посольства России в Ташкенте Данис Баширов вступился за власти страны пребывания, сославшись на их обещание вернуть отреставрированные памятники на свои места и объяснив, что «в центре города идет реконструкция». Г-н Баширов заявил также, что вся эта шумиха во многом вызвана погоней некоторых журналистов за «жареными фактами», как передает его слова ИТАР-ТАСС. Что мешало пресс-секретарю посольства заняться своим прямым делом раньше и внести ясность в происходящее, неясно. Видимо, причина в том, что у г-на Баширова не было прямого начальника. Ведь только два дня назад стало известно, что новым послом России в Узбекистане назначен Владимир Дюрденев.
А вчера замминистра иностранных дел России Григорий Карасин принял посла Узбекистана Илхома Нематова. «В теплой дружеской атмосфере» они обсудили «актуальные вопросы российско-узбекских отношений». Это значит, что новых нашистских пикетов у узбекского посольства и тем более в Ташкенте, как обещал вождь «Наших», не будет. Сигнализация сработала. Интересно только, проверит ли российская сторона в мае 2010 года, как выполняет Узбекистан свои обещания.