Время новостей
     N°219, 27 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2009
К вечности на ниточке
Завершается фестиваль памяти Дмитрия Александровича Пригова
В субботу, 28 ноября, акустическим перфомансом «Новая книга песен» с участием Владимира Мартынова и Владимира Тарасова в театре «Школа драматического искусства» завершится масштабный фестиваль памяти Д.А. Пригова. Программа его была подготовлена Государственным центром современного искусства. Куратором выступил Виталий Пацюков. Фестиваль замышлялся мультимедийным. Чтения и «круглые столы» с участием литераторов и исследователей современной культуры чередовались с выставками, концертами, превращающимися в шедевры перфомативного искусства. Центральное художественное событие фестиваля - выставка Omnibus Rebus («Обо всех вещах»). Она удивительно тонко зафиксировала специфическое присутствие Д.А. Пригова в культурном пространстве -- ему можно подобрать слово «неуловимый». Поэт, философ, художник -- он постоянно пересекал границы жанров и текстов, ставил под сомнение правильность линейного дискурса в принципе, предпочитал стратегию ускользания, исчезновения.

Символично, что в центре зала выставки была установлена визуально-акустическая инсталляция Владимира Тарасова «Ноктюрн для бумаги». На прозрачной сетке разложены листочки бумаги. К каждому прикреплена палочка. Снизу дует специально приглашенный ветер. Листочки трепыхаются, танцуют. Вот этот бумажный ворох, шорох как предчувствие рождения великого текста и оказался принципиальным для понимания выставки. На нескольких экранах показывали фрагменты фильмов, в которых Д.А. Пригов буквально «кажется»; мелькнул и исчез: вот он военный врач в германовском «Хрусталев, машину!», а вот человек за пишущей машинкой в лунгинском «Такси-блюз». А на другой стене Олег Кулик демонстрирует теневую проекцию с неосуществленной акцией Д.А. Пригова, который должен был читать свои тексты в поднимаемом по лестнице шкафу. А в темном кинозале порхает мультипликационная бабочка Андрея Суздалева -- фильм-посвящение, в котором бабочка-анигма облетает слова, стихии и исчезает за линией горизонта. Эту тему постоянного проявления-исчезновения, семиотических скольжений, ускользаний и странствий поддерживали и другие работы: графическая серия «Следы существования» Леонида Тишкова, дадаистский видеопарад нежданно встретившихся предметов Владислава Ефимова.

Конечно же виртуознейшей кодой фестиваля являются два последних концерта-закрытия. В понедельник Ансамбль ударных Марка Пекарского сперва исполнял изумительной красоты экологическую музыку Джона Лютера Адамса, а затем обратились к акустическому перфомансу Льва Рубинштейна и Владимира Мартынова «Появление героя». Музыканты вели диалог с поэтом. Помогали им в этом совсем не банальные инструменты, как то маримба, вибрафоны, глекеншпиль, яванские гонги, пластинчатые колокола, темпльгонги. Медитативный образ действа о вечном ученике почему-то срифмовался с темой средневековых мистерий. Тоже странничество, странные вопросы.

В субботу фестиваль завершится не менее замысловатым диалогом между Владимиром Мартыновым и Владимиром Тарасовым. Музицирование двух мэтров также превратится в театр, где бегут границ. Так ведь Д.А. Пригов завещал.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки