|
|
N°219, 27 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жене -- цветы, детям -- министра
В Думе и Общественной палате придумали новую концепцию семейной политики
Немногочисленные представители женского пола в Госдуме заявили об ущемлении своих прав на беспрепятственное законотворчество. Как заявила вчера на встрече с журналистами председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, «в Думе сформировано неформальное лобби» против законодательных инициатив в области материнства, отцовства и детства. «Эта тема не корыстная, не приносит дивидендов», -- сетует депутат на незаинтересованность коллег в работе над социальными законами. Представители думского комитета пытаются заранее привлечь внимание общественности к разрабатываемой ими сейчас совместно с комиссией Общественной палаты по социальной и демографической политике новой концепции государственной семейной политики до 2025 года.
Депутаты-женщины недовольны и отношением к детским проблемам правительства России. По словам г-жи Мизулиной, несмотря на то что практически в каждом федеральном министерстве есть ведомство, занимающееся проблемами семьи и детей, «межведомственная разобщенность» не позволяет сдвинуть модернизацию государственной политики в области семейных отношений с мертвой точки. «Профильному комитету по здравоохранению достаточно договориться с Минздравсоцразвития, а нам надо идти во все восемь министерств», -- посетовала г-жа Мизулина. Поэтому, по ее мнению, начинать реформирование семейной политики нужно с административных преобразований. Например, ввести отдельную должность министра по делам семьи и детей или специального представителя правительства. «Пусть он даже будет без портфеля», -- настаивают депутаты и общественники. О том, что системе реализации семейной политики необходим высокопоставленный координатор, заявила и председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова.
Принятый еще в 1996 году Семейный кодекс, считает г-жа Мизулина, устарел настолько, что ведет к кризису семейных ценностей и семейным конфликтам, которые «даже суды не могут справедливо разрешить». В частности, по мнению депутата, именно Семейный кодекс РФ, уравнявший в правах родителей ребенка, даже если они не состоят в официальном браке, привел к многочисленным конфликтам расставшихся супругов и борьбе за опекунство над детьми. Елена Мизулина считает, что государство должно не поощрять гражданские браки, а способствовать узакониванию семейных отношений. По ее словам, это необходимо делать прежде всего в интересах детей, а также в интересах большинства женщин, которые крайне нестабильно чувствуют себя в гражданском браке, даже если не признаются в этом вслух. От этого, по словам депутата, зависит готовность женщин рожать детей, а следовательно, и демографическая политика в целом. Кроме того, существенных изменений требует законодательство в отношении детей-сирот и усыновителей, в том числе в отношении патронатной системы воспитания. Также, полагает депутат, следует пересмотреть и упоминаемый в нормативных актах «возраст» молодой семьи, поскольку в стране наблюдается естественное «старение материнства». Сегодня, по словам г-жи Мизулиной, рожать начинают не в 20--29 лет, а в 29--34 года.
Если Елена Мизулина все больше склонялась к эмоциональному описанию существующих проблем в семейных отношениях, то представитель Общественной палаты Александра Очирова рационально напоминала о необходимости введения неких социальных стандартов уровня жизни российских семей. «Наша семья неправильно рассчитывается», -- говорит г-жа Очирова, подчеркивая, что прожиточный минимум «не та составляющая, на которую можно ориентироваться» в семейной политике, поскольку семьи в стране слишком разные.
При этом авторы концепции новой государственной семейной политики положительно оценивают попытки властей в течение последних нескольких лет исправить демографическую ситуацию. Так, по данным комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, материнский семейный капитал действительно способствует увеличению количества вторых детей -- сейчас их уже около 40%. Однако эти меры, считают законодатели, «фрагментарны» и не дают гражданам уверенности в будущем. Семьи с тремя и более детьми, которые должны стать базовыми при решении демографических задач, по-прежнему немногочисленны и составляют лишь 6,6%. Разработчики новой концепции считают, что без продуманной политики в отношении семьи и детей, а также единого государственного координатора крупные вливания в эту сферу бюджетных средств приведут к их неэффективному использованию.
Юлия ХОМЧЕНКО