Время новостей
     N°218, 26 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2009
«Торопиться не надо»
Проблемы «Белоснежки» тормозят «Штокман»
Вице-президент французской Total Жан-Жак Москони заявил The Wall Street Journal, что добыча в рамках первой фазы освоения Штокмановского месторождения начнется в 2015 году, а поставка сжиженного природного газа (СПГ) -- в 2016 году. Причины двухлетней задержки он объяснил «многочисленными техническими проблемами».

Признание г-на Москони стало следствием острой дискуссии по технической концепции первой фазы, которая разгорелась между оператором проекта Shtokman Development AG (совместное предприятие «Газпрома», Total и норвежской StatoilHydro) и 100-процентной «дочкой» российского концерна «Газпром добыча шельф» (ГДШ), на балансе которой находится лицензия на Штокмановское месторождение.

Предложенный французами однофазный подход к транспортировке на берег добываемого под водой сырья был встречен в штыки. В свою очередь Total считает слишком дорогим удовольствием строительство и обслуживание плавучего газоперерабатывающего комплекса и раздельных трубопроводов для прокачки газа и конденсата на сушу.

Суть разногласий состоит в следующем. Shtokman Development с подачи Total предлагает транспортировать добываемую газоконденсатную смесь на берег (около 600 км) в первозданном виде. Одна труба и газопереработка на суше -- это самый дешевый с точки зрения капитальных вложений вариант. Но, по мнению ГДШ, экономия сулит большие потери газа и значительные риски образования пробок в трубе из-за перепадов температуры воды на глубине и у поверхности. Специалисты «Газпрома» считают, что нужно использовать технологию мультифазной транспортировки. Первичная очистка сырья должна осуществляться на плавучей платформе, а затем газ и конденсат могут транспортироваться по двум трубопроводам.

Shtokman Development -- компания специального назначения, зарегистрированная в швейцарском Цуге. «Газпрому» в ней принадлежит 51%, Total -- 25%, StatoilHydro -- 24%. Она должна создать добычной комплекс на 23 млрд кубометров в год, обеспечить транспортировку газа и конденсата на берег и построить завод по производству СПГ на 7,5 млн тонн в год. Сама компания будет владеть построенной инфраструктурой в течение 25 лет, а затем безвозмездно передаст ее «Газпрому». В рамках первой фазы должно быть добыто всего около 600 млрд кубометров газа из 3,8 трлн кубометров извлекаемых запасов Штокмановского месторождения. Половину добытого газа «Газпром» будет покупать для поставок по газопроводу Мурманск--Волхов (планировался для организации экспорта в Европу через вторую нитку «Северного потока»), вторую -- в виде СПГ для рынков Атлантического бассейна, прежде всего США. Подготовительную работу по второй, третьей и, возможно, четвертой фазам (каждая по 23 млрд кубометров в год) проводит владелец лицензии ГДШ, которая и выступила оппонентом оператора первой фазы.

В «Газпроме» официально говорят, что инвестиционное решение готовится, и только после его принятия в следующем году можно будет говорить о сроках реализации первой фазы проекта. Для российского гиганта превентивное выступление Total даже выгодно, поскольку заявление о задержке очередного газового мегапроекта исходит от одного из иностранных партнеров, которых изначально привлекали в «Штокман» именно для решения этих самых «многочисленных технических проблем».

Кроме того, иностранные партнеры «Газпрома» явно побаиваются брать на себя ответственность за реализацию проекта по причине многочисленных неприятностей, которые преследуют первый в Баренцевом море проект по производству СПГ на базе норвежского месторождения Snohvit («Белоснежка»). Завод, запущенный в эксплуатацию в конце 2007 года, закрыт уже более трех месяцев. Оператор проекта StatoilHydro пытался возобновить производство СПГ 8 ноября после ремонта системы подогрева морской воды, но был вынужден вновь остановить производство из-за неполадок с электрикой. И это не первый вынужденный перерыв в работе. В начале 2008 года завод закрывался из-за повышенных выбросов углекислого газа.

Проблемы на Snohvit уже привели к тому, что норвежская компания не занимает активной позиции в процессе подготовки технического решения в Shtokman Development, хотя в период отбора претендентов в консорциум они были лидерами именно в сфере предложений по проектированию. Представитель StatoilHydro заявил «Времени новостей», что компания использует опыт, полученный в ходе разработки норвежского шельфа, в других своих проектах. Total же является крупнейшим иностранным партнером в «Белоснежке» (18,7% против 33% StatoilHydro) и тоже пытается подстраховаться, предложив более примитивный вариант транспортировки газа в рамках первой фазы «Штокмана».

Сомнения в наличии дополнительного спроса на трубопроводный газ в Европе и тревожная для производителей СПГ неопределенность на рынке газа в США также не способствуют поиску быстрых компромиссов между техническими специалистами. В начале октября главный управляющий директор Total Кристоф де Маржери, отвечая на вопрос «Времени новостей», заявил, что при нынешних ценах на газ (около 110 долл. за тысячу кубометров) для США разработка «Штокмана» «экономически непривлекательна». Импорт сжиженного газа в США невелик (около 10 млрд кубометров в 2008 году), и бума, который прогнозировали многие еще несколько лет назад, здесь больше никто не ждет. СПГ со Snohvit тоже оказался невостребованным. Из 2,2 млрд кубометров в США было поставлено всего 0,5 млрд кубометров, хотя изначально американскому рынку предназначалось более половины экспортных объемов. Естественно, что в «Газпроме» понимают невозможность выдержать ранее объявленные сроки ввода «Штокмана». И даже осознают, что при нынешней конъюнктуре выполнять их не нужно.

По информации «Времени новостей», глава «Газпрома» Алексей Миллер на последнем совещании, где рассматривались предложения Shtokman Development, лично говорил участникам дискуссии, что «время есть» и «торопиться не надо». Между тем до конца года должен пройти комитет акционеров Shtokman Development, на котором могут быть даны новые установки по срокам и техническим подходам.

Алексей ГРИВАЧ